5 самых грубых ошибок в космическом кино

герой космических путешествий

Привет. С самого раннего детства я люблю фильмы о космосе. Помню, с каким превеликим удовольствием, будучи в ясельной группе детского сада, я ходил в кинотеатр на четвёртый эпизод Звёздных войн. Это было в 1977 году вроде бы, если не ошибаюсь. Мне не забыть никогда, как мы потом с мальчишками всё лето напролёт бились на воображаемых световых мечах, и спасали прекрасных принцесс от межгалактических жаб… Потом были «Чужой», «Гостья из будущего», «Терминатор» и самое моё любимое – «Чужие».

И тех пор я люблю все фантастические фильмы. Даже плохие. Но есть она вещь, которая весьма беспокоит мой пытливый ум: досадные ошибки, которые допускают режиссёры, снимающие фантастику. Они делают иногда просмотр картины несколько «смазанным», поскольку возникает стойкое ощущение, что тебя пытаются обмануть, продав фальшивые шарики, которые не радуют.

И сегодня я расскажу, что меня больше всего смущает в кинофантастике.

Первый закон Ньютона? Не, не слышали

Любой, кто не спал на уроках физики в школе, помнит Первый закон Ньютона. Согласно этому знаменитому принципу, объект, не подвергнутый действию ненулевой равнодействующей силы, будет оставаться в покое или двигаться прямолинейно с постоянной скоростью.

Другими словами, любой космический корабль сможет бесконечно двигаться без необходимости постоянно держать двигатели включёнными. Не верите? Спросите об этом у космических аппаратов «Вояджер» или «Пионер», которые уже много лет без включения двигателей (кроме двигателей ориентации) удаляются от Солнца со скоростью в несколько десятков км/с.

Это справедливо и для спутников планет: такому объекту, находящемуся на орбите, не обязательно постоянно поддерживать свою двигательную установку в активном состоянии.

Однако эту фундаментальную деталь сценаристы часто упускают из виду. И мы привыкли видеть флоты кораблей с постоянно работающими двигателями, даже когда они находятся на орбите.

звёздные корабли на орбите
Тратят только топливо почём зря. Источник: https://dzen.ru/a/ZMKLlM72OmjvYXMk

Немыслимые орбиты

В предыдущем пункте мы упомянули орбиты. И похоже, что сценаристы понимают, как это работает не плохо, а очень плохо. В фильмах мы видим, например, как космические корабли иногда волшебным образом парят на определённой высоте над поверхностью планет. Да, если это научно-фантастический фильм, мы можем предположить, что задействовано какое-то антигравитационное устройство, но если фильм документальный, то налицо явное нарушение законов физики.

Другое дело, если корабль находится на геостационарной орбите. Но во многих фильмах они явно кажутся расположенными гораздо ниже.

В кино мы почти никогда не видим кораблей, вращающихся вокруг Земли или других планет так, как они должны это делать – двигаться с соответствующей орбитальной скоростью, в то время как поверхность планеты будет медленно проплывать под кораблем. Обращали когда-нибудь на это внимание?

Короче, в фантастических фильмах космические корабли летают так, как им вздумается.

Взрывная декомпрессия и шлемы с подсветкой

Помните фильм «Вспомнить все»? Ну там ещё Арнольд Шварценеггер с выпученными глазами задыхался на поверхности Марса? Так вот – это всего лишь фантазия сценариста, и не более того. Нет, оказавшись в вакууме человеческое тело не взорвётся. Оно, возможно, слегка «распухнет», но кожа вполне сможет выдержать давление в 1 атмосферу.

Еще одна деталь, которая меня особенно беспокоит, — это одержимость сценаристов включением света внутри шлема. Не для освещения снаружи, что было бы логично, а для освещения лица космонавта!

Я понимаю, что это такой кинематографический приём, позволяющий чётко показать лицо актёра, но он настолько абсурден, что хочется ругаться нехорошими словами. И самое ужасное, что это, пожалуй, самая распространённая ошибка в нашем сегодняшнем списке. Согласитесь, выходить из космического корабля в темноте с фонариком, направленным прямо в лицо, – не очень разумная идея.

шлем с подсветкой
Интересно, он видит что-нибудь? Кадр из фильма Прометей.

Задержка связи

Я понимаю, что не от жизни хорошей делается это допущение. А для обеспечения динамики сюжета. Это нормально, что голливудские постановки не учитывают конечность скорости света, и связанную с этим задержку связи. Конечно, фильм, в котором приходится ждать по полчаса ответа на свой вопрос во время разговора, происходящего между космонавтом на Марсе и его семьёй на Земле, будет очень скучным.

Но хоть как-то можно просто немного обозначить, что такая проблема существует? Вас же дети смотрят, в конце концов.

Проблемы невесомости

В большинстве фильмов, действие которых происходит на орбите, законы физики полностью игнорируются. И космонавты спокойно ходят внутри космического корабля, а не находятся постоянно в свободном падении. Бюджетные ограничения и всё такое. Пусть, ладно. Любопытнее посмотреть, как сценаристы изображают невесомость, когда они это делают.

Одним из наиболее распространённых «косяков» является изображение космонавтов, движущихся как в замедленной съёмке. Складывается ощущение, что невесомость вызывает у них некую своего рода вялость. Или мышечную слабость.

Конечно, на самом деле космонавты иногда движутся медленно, чтобы избежать столкновения со своими коллегами или оборудованием. Но обычно они двигаются и выполняют свои задачи с «нормальной скоростью».

Еще одна любопытная ошибка, которая не даёт мне покоя: все планеты и спутники (или даже кометы) в Галактике имеют поверхностное ускорение 9,8 м/с2. Как и на Земле.

А ещё все инопланетяне свободно дышат земным воздухом при земном атмосферном давлении.

Всем добра.

звёздные войны инопланетяне
Какие разные. И всем одновременно ништяк. (Звёздные войны).
Живой Космос
Оставьте комментарий!