Юджин Сернан и Харрисон Шмитт были последними людьми, побывавшими на поверхности Луны. Это произошло больше полувека назад. Однако изначально миссия «Аполлон-17» не должна была стать последней в лунной программе НАСА. Если бы первоначальные планы были полностью реализованы, ещё как минимум три экспедиции могли бы отправиться в сторону нашего единственного космического спутника. Сегодня мы поговорим про «Аполлоны», которые так и не побывали на Луне.
Планирование миссий
В сентябре 1967 года НАСА задумало пять типов миссий в рамках программы «Аполлон». В качестве обозначения им были присвоены буквы F, G, H, I и J.
Миссия F («Аполлон-10») стала генеральной репетицией первой высадки на Луну. Эта задача была решена в ходе выполнения миссии G («Аполлон-11»). За ними последовали миссии H с лунными модулями, способными оставаться на поверхности Луны до двух суток, и возможностью обеспечивать возможность выполнения до двух выходов на поверхность Луны. В миссиях J использовались модернизированные лунные модули, которые могли находиться на поверхности нашего спутника до трёх суток. В течение этого времени экипаж мог совершить до трёх выходов на поверхность.
Миссии I, которые должны были иметь усовершенствованный командно-служебный модуль (CSM) для изучения Луны с помощью набора приборов с орбиты, в конечном итоге были интегрированы с миссиями J.
Первоначально НАСА планировало четыре миссии H («Аполлон-12, 13, 14, 15») и пять миссий J (от «Аполлона-16» до «Аполлона-20»). Миссии H планировали высадиться на Луну в районе океана Бурь («Аполлон-12»), в окрестностях кратера Фра Мауро («Аполлон-13»), кратера Литтров в Море Ясности, («Аполлон-14») и кратера Цензоринус («Аполлон-15»).
Что касается миссий J, относительно них было много неопределённости. И места посадки некоторых миссий так официально и не были определены. Однако предварительный список от июля 1969 года включал кратер Коперник («Аполлон-16»), холмы Мариуса («Аполлон-17»), впечатляющий кратер Тихо («Аполлон-18»), лунные Апеннины («Аполлон-19»), область кратера Декарт («Аполлон-20»).
Другой список, представленный в начале 1970-х годов, включал кратер Дэви («Аполлон-15»), кратер Декарт («Аполлон-16»), холмы Мариуса («Аполлон- 17»), кратер Коперник («Аполлон-18») и лунные Апеннины («Аполлон-19»). Однако вскоре всё было переиграно. Было решено, что «Аполлон-16» будет обследовать кратер Коперника, а «Аполлон-18» – холмы Мариуса.

Куда полетят «Аполлоны»?
В любом случае эти списки так и не вышли дальше стадии черновой фазы. Над ними постоянно продолжалась работа. И не зря. Ведь оказалось, например, что для посадки на Луну в кратере Тихо потребуется существенное уменьшение массы лунного модуля. И в феврале 1970 года это место посадки было окончательно исключено из всех списков.
Другие места посадки на Луну, которые обсуждались для последних миссий J, включали долину Шретера («Аполлон-18»), кратер Гюйгенс («Аполлон-19»), кратер Альфонс, кратер Гассенди и даже… кратер Циолковский! Последний находится на обратной стороне Луны. Поэтому для обеспечения связи с экспедицией, если бы она туда отправилась, на лунной орбите необходимо было бы разместить один или два спутника-ретранслятора. Только так можно было бы обеспечить постоянную связь с двумя астронавтами, находящимися на поверхности Луны.
Однако программа «Аполлон» не была попыткой людей планеты Земля начать освоение нашего ближайшего космического соседа. Она преследовала в основном политические цели. И как только Нил Армстронг ступил на Луну, Белый дом достал из верхнего ящика рабочего стола огромные ножницы с красивыми синими ручками.
Под нажимом дяди Сэма и его друзей-буржуев НАСА остановило одним движением рубильника сборочную линию ракеты «Сатурн-5». В итоге было построено всего лишь пятнадцать единиц этой, несомненно, величайшей ракеты-носителя всех времён и народов.
К концу 1969 года семь таких ракет уже было запущено. Поэтому в резерве оставалось каких-то жалких восемь штук.

Всё порезать и забыть!
В июле 1969 года, когда «Аполлон-11» летел к Луне, администратор НАСА Томас Пейн незаметно для всех вычеркнул из списка миссию «Аполлон-20». И выставил всё так, как будто её никогда и не планировалось выполнять.
После аварии «Аполлона-13», которая случилась в сентябре 1970 года, НАСА, немного погоревав, решило, что раз сгорел сарай гори и хата! И отменило миссию «Аполлон-19». И заодно, чуть попозже, и «Аполлон-18».
Благодаря этим трём отменам НАСА сэкономило сумму, равную 2% бюджета агентства на 1971 год. Или 0,25% всего бюджета, вложенного в программу «Аполлон». Колоссальная экономия! Вы не находите, друзья мои?
Но президенту Никсону этого было мало. Ведь рейтинги всей это возни по отправке людей на Луну начали падать. Домохозяек и владельцев придорожных сосисочных стали волновать расходы, которые государство брало непосредственно из карманов налогоплательщиков. И тогда президент США проявил инициативу. Он предложил в августе 1971 года отменить до кучи и миссии «Аполлон-16 и 17». Это непременно нужно было сделать после, по его мнению, оглушительного успеха, достигнутого в ходе выполнения миссии «Аполлон-15». Чего мол, зря туда-сюда гонять. Уже целых четыре раза высадились! Вот и чудненько. Всем спасибо, все свободны!
Однако эти полёты удалось отстоять. Поскольку степень готовности к ним была уже достаточно высокой, и их отмена означала бы просто выброс денег на ветер. Что тоже не понравилось бы вышеупомянутым налогоплательщикам.

Нелетавшие экипажи
Но как насчёт экипажей все этих отменённых миссий? Вот им, наверное, обидно было! На эту тему написано много. Но основная правда состоит в том, что ни один из экипажей, участвующих в отменённых миссиях, не был объявлен официально. Выбор астронавтов для лунной программы «Аполлон» был работой, которая легла на плечи астронавта Дика Слейтона, который сам в космос полетел лишь в 1975 году командиром корабля «Аполлон» в ходе знаменитой советско-американской миссии.
Дик ввёл политику ротации для отбора экипажей. В соответствии с ней астронавты, входившие в резервный экипаж лунной экспедиции, автоматически становились основным экипажем через три следующих миссии. Согласно этой схеме, экипаж «Аполлона-18» состоял бы из резервного экипажа «Аполлона-15». В него входили бы Ричард Гордон (командир), Вэнс Брэнд (пилот командного модуля) и Харрисон Шмитт (пилот лунного модуля).
Шмитту в итоге очень повезло. И он заменил Джо Энгла на «Аполлоне-17», когда стало очевидно, что это будет последняя высадка на Луну в рамках программы «Аполлон». Руководство НАСА по каким-то понятным только им причинам решило отправить учёного на Луну. Но если бы «Аполлон-18» не был отменен, экипаж «Аполлона-17» состоял бы из Сернана, Энгла и Эванса.
Следую этой схеме астронавтами «Аполлона-19» стали бы Фред Хейз (командир), Уильям Поуг (пилот командного модуля) и Джеральд Карр (пилот лунного модуля). Это резервный экипаж «Аполлона-16».
А вот об экипаже «Аполлона-20» мы можем только строить догадки. Согласно плану ротации Слейтона, она должна была состоять из Чарльза Конрада (командир), Пола Вайца (пилот КМ) и Джека Лаусмы (пилот ЛМ). Однако Конрад уже побывал на Луне в качестве командира «Аполлона-12». Поэтому командиром «Аполлона-20» мог быть Стюарт Руса, пилот КМ миссии «Аполлон-14». Другой комбинацией могли быть Руса или Эдгар Митчелл в качестве командира, Джек Лаусма в качестве пилота КМ и Дон Линд в качестве пилота ЛМ.
Но, как бы то ни было, три последние миссии так и не состоялись…