«Джемини-7». 14 дней заточения в космосе

миссия Джемини

Вы когда-нибудь летели на самолёте куда-нибудь часов 8-9? Ну, например, во Владивосток. Мне приходилось. И не один десяток раз. Это непередаваемые ощущения. Через пару часов начинает болеть спина, еще через час-другой немеет точка опоры организма, а еще чуть-чуть и уже просто необходимо встать и хотя бы немного постоять в проходе. Для меня такие перелёты – всегда целое испытание.

И я, если честно, не представляю, что чувствовали американские астронавты Фрэнк Борман и Джеймс Ловелл, которые почти 14 суток сидели в креслах пилотируемой капсулы космического корабля «Джемини-7». И сидели они там так долго не просто так. Это была проверка возможностей человека долететь до Луны и вернуться назад.

Поистине героические люди. Я нисколько не сомневаюсь, что это было возможно в реальности. Ничего смертельного не происходило. Но это наверняка было невероятно сложно.

Не зря же астронавтов и космонавтов считают настоящими героями!

Нилитали!

Этот потрясающий факт, кстати, является одним из аргументов теории заговора, которая гласит, что американские астронавты при выполнении полётов, осуществлявшихся в ходе реализации программы «Джемини», на самом деле никуда не летали. Как, впрочем, и при реализации предшествующей программы «Меркурий». И, как следствие, никакого «Аполлона» тоже не было. По мнению этих людей, американцы были настолько технологически отсталыми, что им было проще сымитировать все эти полёты. Для того, чтобы не потерять статус самой развитой державы мира.

капсула космического корабля Меркурий
Космический корабль «Меркурий». Из открытых источников.

Конечно же это чушь. Американцы в те времена как минимум не уступали СССР в космических технологиях. Просто шли немного другим путём, где-то с ракетами немного не везло, где-то заходили в тупик и так далее. Но какого-то глобального отставания не было. И поэтому версия с имитацией полётов никуда не годится. В этом просто не было смысла, учитывая невероятную сложность подобной аферы и колоссальные риски поставить себя под чудовищный репутационный удар.

Здесь, на этом проекте, я обещал больше не касаться конспирологии относительно космических дел США. Поэтому эту тему мы развивать не будем.

Я хочу сегодня поговорить о том, что нам не рассказывали в школе: как происходили работы в рамках программы «Джемини», и какие результаты были достигнуты.

Итак, как говорил Юрий Алексеевич, поехали!

Программа «Джемини»

Пилотируемый космический корабль «Джемини» был задуман как «модернизированный Меркурий» для отработки основных орбитальных манёвров, сближения, стыковки, подъёма, входа в атмосферу и выхода в открытый космос. Работы проводились в течение четырёх лет между последним полётом по программе «Меркурий» и первым запланированным полётом по программе «Аполлон».

Если бы эта программа была выполнена до конца, то многочисленные варианты космический кораблей США, так и не дошедшие до стадии производства, обслуживали бы сейчас пилотируемые космические станции. И именно они доставили бы американцев на Луну (с меньшими затратами и раньше, чем «Аполлон»).

Чарльз Конрад внутри космического корабля
Астронавт «Джемини-5» Чарльз Конрад внутри космического корабля «Джемини-5» после запуска.
Фото: НАСА.

Для справки

Пилотируемый космический корабль (КК) «Джемини» был разработан фирмой McDonnel Aircraft по заказу НАСА. Производился в 1964-1966 гг.

Первый запуск: 8 апреля 1964 г. Последний запуск: 11 ноября 1966 г. Произведено 13 единиц. Тяга: 706 Н. Полная масса: 3851 кг. Масса без топлива: 3396 кг. Удельный импульс: 273 с. Высота: 5,67 м.

Для НАСА было очевидно, что между последним полётом КК «Меркурия» и первым запланированным полётом КК «Аполлона» существует большой разрыв в три-четыре года. В НАСА понимали, что у них нет опыта орбитального маневрирования, сближения, стыковки, возвращения в атмосферу и выхода в открытый космос. А для успешного выполнения задач в рамках программы «Аполлон» такие наработки были просто жизненно необходимы.

Иначе Луны американцам было не видать.

Именно по этой причине была открыта программа «Джемини». Её основная задача заключалась в том, чтобы расширить базовую конструкцию капсулы КК «Меркурий» для размещения в ней двух человек, обеспечить ей возможность орбитального маневрирования, адаптировать её для использования существующих ускорителей для её запуска, а так же обеспечить возможность использования ступени существующей ракеты в качестве стыковочного узла.

Для реализации поставленной задачи инженеры использовали новейшие авиационные разработки. И во многих отношениях конструкция КК «Джемини» даже опережала конструкцию КК «Аполлон», поскольку последний начал разрабатываться на два года раньше.

Космический истребитель

Компоновка места экипажа была аналогична конструкции новейших боевых истребителей: капсула была оборудована катапультными креслами, инерциальной навигацией, индикатором ориентации пилота и радаром. Система аварийного спасения, использовавшаяся в «Меркурии», была удалена, поскольку топливо, использовавшееся в ракете-носителе «Титан II», хотя и было токсичным, коррозийным, ядовитым и самовоспламеняющимся, не взрывалось так, как комбинация кислород/керосин ракет «Атлас» или «Сатурн».

Катапультные кресла служили способом эвакуации экипажа в нижних слоях атмосферы, точно так же, как и на высотных самолётах.

По признанию американских инженеров «Джемини» являлся лучшим пилотируемым космическим кораблём, произведённом в США. Из-за своей чрезвычайно небольшой массы. Капсула КК позволяла посадить в неё экипаж из двух человек. И при этом она имела массу всего на 50% больше массы капсулы КК «Меркурий». И вдвое меньшую массу, которая приходилась на каждого члена экипажа КК «Аполлон».

Однако такие характеристики не могли не сказаться на габаритах КК. И поэтому его окрестили «гасмобилем», поскольку миниатюрный Гас Гриссом был единственным астронавтом, который мог без проблем в него поместиться.

Член экипажа КК «Джемини» буквально втискивался внутрь плечом к плечу со своим напарником, и его шлем буквально прижимался к люку, который открывался при выходе в открытый космос.

Поскольку экипаж даже не мог полностью вытянуть ноги, жить в капсуле во время длительных миссий («Джемини-5,7») было крайне некомфортно. Да и вернуться в кресло после выход в открытый космос и закрыть люк в надутом скафандре в условиях невесомости тоже было проблематично. И иногда даже возникали довольно серьёзные проблемы.

Космонавт Борман «Джемини-7» в полете
Астронавт Борман. «Джемини-7» в полете. Фото: НАСА.

Изначально предполагалось, что КК «Джемини» можно будет использовать для пилотируемых полётов вокруг Луны намного раньше, чем с помощью КК «Аполлон». И на самом деле КК «Джемини», запущенный с помощью ракеты «Титан-3E» или «Сатурн-IVB», мог совершить облёт Луны уже в 1966 году. И даже, используя методы сближения, отработанные на земной орбите, доставить человека на поверхность Луны как минимум за год до «Аполлона».

Однако капсула КК, идеально подходящая в качестве транспорта на орбитальную станцию, была совершенно непригодна для лунной миссии из-за своей тесноты.

Потратив всего лишь 5% от бюджета проекта «Аполлон», НАСА осуществило двенадцать полётов по программе «Меркурий», десять из которых были пилотируемыми. В ходе выполнения этих полётов были решены проблемы сближения, стыковки и обучения астронавтов работе в скафандре в условиях невесомости.

«Джемини» должен был продолжать летать и в 1970-е годы в качестве посадочной капсулы программы пилотируемой орбитальной лаборатории ВВС США. Однако работы по этой теме были закрыты. Очень перспективный КК «Джемини» не получил своего развития из-за того, что НАСА не стало развивать тему долговременных орбитальных станций.

Всем добра!

Живой Космос
Оставьте комментарий!