Экраноплан для спасения космонавтов

экраноплан

Роберт Бартини был одним из самых оригинальных авиаконструкторов всех времен. После бурной жизни, которая вполне могла бы послужить сценарием для неплохого фильма, Бартини оказался в Советском Союзе. И там посвятил себя тому, что у него получалось лучше всего: созданию самолетов. Однако его самолеты не были похожи на другие. Бартини сосредоточился на проектировании того, что авиаторы называют экраноплан. Это такой летательный аппарат, который использует эффект «воздушной подушки» для очень эффективного полета на очень малой высоте.

 работа экраноплана
ВВА-14ПС Бартини-Бериева спасает капсулу «Союз» в Индийском океане после лунной миссии. Из открытых источников.

Экраноплан-амфибия

Одним из его самых уникальных проектов был ВВА-14 Бартини-Бериева. Аббревиатура ВВА расшифровывается как Вертикально-Взлетающая Амфибия. То есть самолет-амфибия с вертикальным взлетом. И действительно предусматривалось, что ВВА-14 должен был взлетать с воды вертикально. Но не только это. Конструкция аппарата позволяла ему функционировать как экраноплан. И летать, скользя над волнами. А также, в случае необходимости, подниматься на высоту до двенадцати километров! Как самый «обычный» самолет. ВВА-14 проектировался и как противолодочное оружие. Вариантов его использования предлагалось очень много. И один из них имел отношение к советской пилотируемой космонавтике.

Проект ВВА-14 стартовал в 1965 году, в самый разгар лунной гонки. В то время Советский Союз разрабатывал две лунные программы: Союз 7К-Л1 для полета над нашим единственным спутником, и Н-1/Л3, целью которой являлась высадка человека на его поверхность. В обоих случаях для доставки космонавтов на Луну и полет обратно должен был использоваться модифицированный космический корабль «Союз». 7К-Л1 в первом случае и 7К-ЛОК во втором. Предполагалось, что вход в атмосферу будет происходить над Индийским океаном со скоростью почти 11 км/с. И возвращаемая капсула должна будет совершить двойной маневр после входа в атмосферу, чтобы приземлиться в степях Казахстана.

Но что будет, если капсула не сможет выполнить такой маневр? И после баллистического спуска окажется в Индийском океане? В этом районе наверняка дежурило бы несколько советских кораблей. Но в случае с пилотируемой миссией требовалось бы очень быстрое реагирование.

советская амфибия в полете
Прототип ВВА-14 в полете. Из открытых источников.
советская амфибия экраноплан
Модель ВВА-14. Из открытых источников.

Необходимость такого подхода стала очевидной в 1968 году при выполнении беспилотной миссии «Зонд-5». Возвращаемая капсула миссии оказалась в Индийском океане после отказа системы наведения.

Последующие миссии в рамках программы «Зонд» были отменены после того, как Нил Армстронг оставил свои следы в Море Спокойствия. Однако программа L3 продолжалась. Даже несмотря на продолжающиеся неудачи с гигантской ракетой Н-1.

Посреди Индийского океана

Считалось, что посадки в Индийском океане должны стать обычным делом для лунных полетов. Траектория двойного входа могла реализовываться с юга на север, то есть из Индийского океана к Байконуру, или с севера на юг, от Казахстана в Индийский океан. Чтобы увеличить количество доступных окон запуска, высадка в Индийском океане была бы очень интересным вариантом. Поэтому экраноплан был очень привлекательной идеей для проведения поисково-спасательных операций на поверхности океана.

ВВА-14ПС имел длину 26 метров. И мог перевозить до 15 пассажиров. Или пятитонную капсулу «Союза» с экипажем. ВВА-14ПС мог бы быстро спасти двух космонавтов, выполнявших лунную миссию с моря в случае, если бы капсула оказалась в Индийском океане. А также мог бы использоваться в случае аварийного приводнения в Каспийском или в почти исчезнувшем Аральском море. Дополняя таким образом вертолеты Ми-6ПС. Через несколько лет приземление «Союза-23» в озере Тенгиз подчеркнет важность наличия спасательной системы такого типа.

Самолет должен был нести специальное устройство для захвата и транспортировки капсулы «Союз».

Лунная программа Н-1/L3 была официально закрыта в мае 1974 года. И ВВА-14 повезло не больше. Бартини умер в том же году, и самолет так и не прошел до конца этап летных испытаний.

Единственный построенный прототип ВВА-14 в настоящее время находится в полуразрушенном состоянии в музее ВВС в Монино.

Для любителей альтернативной истории нет сомнения, что образ ВВА-14ПС, спасающего космонавтов посреди Индийского океана после лунной миссии, трудно превзойти.

спасательный экраноплан СССР

Понравилась статья? Поделитесь ей в социальных сетях! Огромное спасибо!
Живой Космос
Оставьте комментарий!