Привет. Одна из недавних статей, вышедших на нашем канале, неожиданно вызвала шквал негатива со стороны какой-то специфической публики, которая раньше себя здесь так агрессивно не проявляла. Да, это материал о полёте экспедиции Polaris Dawn, и о тех рекордах, которые в ходе неё были установлены. Почему-то вдруг оказалось, что автор статьи унижает достижения советской космонавтики. Что автор считает советских космонавтов симулянтами. Что и достижения российской космонавтики он не видит в упор (какие???).
Я вижу, сколько людей читает мои материалы, скольким из них они нравятся, и сколько таких людей возвращается сюда. И понимаю, что подавляющее большинство пользующихся платформой людей адекватны. Просто злобные граждане гораздо чаще пишут, потому что им нужно выплеснуть куда-то свою злобу, которая иначе отравит их самих. Нормальным людям это не нужно.
Копите желчь, граждане обиженки. Скоро выйдет статья, я над ней работаю, вдумчиво, без спешки, от которой у вас будет шок. Потому что вам этого в школе не рассказывали.
А сегодня мы поговорим о том, что происходит в космической отрасли Индии.
В 2023 году правительство Индии отдало распоряжение космическому агентству страны ISRO разработать проект строительства индийской космической станции BAS (Станция Бхаратия-Антарикша), и программы по доставке людей на поверхность Луны к 2040 году. Одновременно был дан зелёный свет началу разработки ракеты NGLV (Next Generation Launch Vehicle) или «Сурья» (бог Солнца в индуизме), которая являются важной частью лунного проекта.
В течение текущего года все эти планы были тщательно проработаны, и довольно быстро обрели вполне осязаемые формы. И теперь правительство Индии официально одобрило все эти программы.
Планируется, что индийская орбитальная станция BAS будет состоять из пяти постоянных модулей общей массой 52 тонны. Первый модуль, BAS-1 или Base Module, будет иметь диаметр 3,8 метра и длину 8 метров, а его масса составит 9,2 тонны. Остальные модули, от BAS-2 до BAS-5, будут иметь одинаковый размер – длина 9, 25 метра и масса от 10 до 11 тонн. Они будут выполнять функции основного модуля, научного модуля, лабораторного модуля (последний с куполом для панорамного обзора Земли), и модуля CBM (Common Berthing Mechanism, стыковочный модуль).
BAS-1 будет запущена в 2028 году с помощью ракеты LVM3, а окончательное строительство станции будет завершено в 2035 году.
ISRO сообщило также, что орбита станции будет иметь наклонение 51,6 градуса, то есть такое же, как и у Международной космической станции (МКС). (Напомню, согласно нынешним планам МКС сойдёт с орбиты примерно в 2031 году).
Интересно ещё вот что – модуль CBM будет включать в себя стыковочный порт, который позволит модулям МКС или кораблям, таким как Cygnus, стыковаться с индийской станцией. Интересно, для чего индийцы предусматривают такую возможность? Может быть хотят выкупить какие-то сегменты МКС? Будем наблюдать.
Пилотируемый космический корабль «Гаганьян» до декабря 2029 года совершит до восьми полётов как в пилотируемом, так и беспилотном режиме, в последнем из которых состыкуется с модулем BAS-1.
Индийский пилотируемый космический корабль изначально будет перевозить только двух членов экипажа вместо трёх из-за ограничений по грузоподъёмности ракеты LVM3.
После появления версии ракеты LVM3-SC ISRO надеется снова увеличить экипаж до трёх человек (в полётах они будут использовать скафандры «Сокол-КВ2», используемые при полётах на КК «Союз», поставляемые Россией).
Теперь что касается ракеты NGLV. Новое изделие, двигатели которого будут работать на основе метана, претерпело немало изменений в конструкции за последний год. Финальная (?) версия имеет длину 92 метра, и она более мощная, чем та, которую предполагалось строить изначально. Её стартовая масса будет достигать примерно 1094 тонны.
Изделие будет доступно в двух версиях: одна будет способна выводить 20 тонн на низкую околоземную орбиту (НОО), и 9 тонн на геостационарную (ГСО), а другая, более тяжёлая версия, или «Сурья-H» (NGLV-H), оснащённая двумя твердотопливными ускорителями, сможет доставить 30 тонн полезной нагрузки на НОО, и 12 тонн на ГСО.
«Сурья-H» совершит свой первый полёт не раньше 2033 года.
ISRO предполагает возможность разработки и более мощной версии тяжёлой ракеты, способной доставить на НОО 70 тонн груза, что сопоставимо с возможностями китайской CZ-10.
Из всего вышесказанного следует, что индийскую орбитальную станцию будут «строить» ракеты серии LVM3. И что Индия не будет ждать, пока «Сурья» будет готова к запуску модулей BAS. Это изделие должно сыграть ключевую роль в реализации лунных планов индийцев на следующее десятилетие.
А ещё кабинет министров Индии одобрил разработку двух АМС: первая получила название VOM (Venus Orbiter Mission), это орбитальный аппарат для изучения Венеры с помощью радара. Вторая — это «Чандраяан-4», экспедиция по доставке на Землю образцов лунного грунта, которая стартует в марте 2028 года. Её стоимость – около 250 миллионов долларов.
«Чандраяан-4» — очень амбициозная задача, которая во многом использует архитектуру, очень похожую на архитектуру китайских АМС «Чанъэ-5» и «Чанъэ-6».
Общая масса АМС составит 9,2 тонны. ISRO надеется доставить на Землю от 3 до 5 кг лунных образцов, что примерно вдвое больше, чем собрано в ходе выполнения китайских экспедиций.
Благодаря этим проектам Индия планирует окончательно обогнать Японию, и стать второй азиатской космической державой после Китая.
Пока писал статью, поймал себя на мысли – зачем люди делают одно и тоже? Зачем разрабатывают одни и те же ракеты? Посылают в космос экспедиции с одними и теме же задачами? Кто следующий изобретёт ещё раз Falcon-9 или «Союз»? Пакистан? ОАЭ? Немцы? Какое немыслимое количество ресурсов идёт в никуда. Пока мы будем вот так сидеть по своим углам и растаскивать планету на куски, никакого космоса по серьёзному нам не видать.
Всем добра.