Карпентер Малколм Скотт

Малкольм Скотт

Малколм Скотт Карпентер родился 1 мая 1925 года в Боулдере, штат Колорадо. Его родителями были доктор Мэрион Скотт Карпентер и Флоренс Келсо (Ноксон) Карпентер. Будущий астронавт посещал начальную и среднюю школу в Боулдере, окончив ее в 1943 году. После одного семестра в Университете Колорадо в Боулдере Карпентер был допущен к участию в программе V-12а ВМС в Колорадском колледже, расположенном в Колорадо-Спрингс. Программа была разработана с целью дать потенциальным пилотам хорошую академическую подготовку. Перед тем, как они получат базовый опыт работы с самолетами. Спустя год Карпентер провел шесть месяцев на тренировках в предполетной школе Св. Марии, Морага, Калифорния. А после четыре месяца в школе начальной летной подготовки в Оттумве, Айова.

В конце Второй мировой войны программа подготовки офицеров военно-морского флота завершилась. И Карпентер поступил в Университет Колорадо по специальности авиационная техника.

После чего Карпентер вернулся в военно-морской флот. И прошел летную подготовку с ноября 1949 года по апрель 1951 года в Пенсакола, Флорида и Корпус-Кристи, штат Техас. Он провел три месяца в Школе подготовки бортовых электроников Флота, в Сан-Диего, Калифорния. И находился в переходном учебном подразделении Lockheed P2V на острове Уидбей, штат Вашингтон, до октября 1951 года.

В ноябре 1951 года Карпентер был назначен в патрульную эскадрилью 6, базирующейся в Барабан-Пойнте, Гавайи. Во время корейского конфликта служил в составе Патрульной эскадрильи 6, занимавшейся противолодочным патрулем, судоходным надзором и воздушным наблюдением в Желтом море, Южно-Китайском море и Формозском проливе. В 1954 году летчик поступил в военно-морскую испытательную летную школу в военно-морском испытательном центре, расположенном на реке Патуксент, штат Мэриленд. После завершения обучения его назначили в отдел тестирования электроники NATC. В этом качестве Карпентер реализовывал проекты летных испытаний различных самолетов ВМФ. Среди них были многорежимные и одномоторные реактивные самолеты, и истребители с пропеллером. А еще штурмовые самолеты, патрульные бомбардировщики и гидросамолеты. Затем офицер учился в школе военно-морского флота в Монтерее, Калифорния, в течение десяти месяцев в 1957 году. А затем в Военно-воздушной разведывательной школе в Вашингтоне, округ Колумбия. Обучение продолжалось восемь месяцев в 1957 и 1958 годах.

В августе 1958 года Карпентер был назначен на авианосец USS Hornet. В качестве офицера воздушной разведки. Однажды, остановившись в аэропорту по дороге в Вашингтон, он купил журнал «Тайм». И узнал, что недавно созданное Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) определило 110 кандидатов, (все они были военными пилотами) из которых нужно было отобрать добровольцев для первого в США пилотируемого космического полета.

Карпентер был выбран в качестве одного из первых семи астронавтов. И 9 апреля 1959 года был назначен в Центр пилотируемых космических аппаратов (затем в космическую группу) на Лэнгли-Филд, штат Вирджиния. Являлся резервным пилотом Джона Гленна во время предполетной подготовки к первому пилотируемому орбитальному полёту астронавта США.

24 мая 1962 года Карпентер поднялся на борт космического корабля на ракете «Меркурий-Атлас-7». Его космический корабль достиг максимальной высоты (апогей) в 300 км. Максимальная скорость составила 25 000 км в час. Основной целью астронавта во время миссии было определить, сможет ли космонавт работать в космосе. Это являлось основным вопросом и лунной миссии. План полета включал многочисленные научные эксперименты.

Во время первого прохода над Австралией Карпентер неосторожно пренебрег отключением одной из систем управления ориентацией при переключении на другую. И это удвоило на какое-то время расход топлива.  В результате запас топлива стал критическим во время повторного включения. Во время остальной части полета он все больше и больше отставал от плана полета. Который, по его словам, сказанным позже, был слишком амбициозным.

Над Гавайями, незадолго до подготовки к посадке, Карпентер наблюдал таинственные светящиеся частицы. Которые Джон Гленн тоже видел. И называл их светлячками. Маневры и исследования Карпентера доказали, что они являются ледяными частицами. Они образуются снаружи капсулы замерзшими водяными парами. Которые, в свою очередь, были выпущены в вакуум системой охлаждения кабины.

В 1962 и 1963 годах Карпентер следил за разработкой лунного модуля для проекта «Аполлон». И выполнял функции помощника директора Центра пилотируемых космических полетов в Хьюстоне.

В это время он увлекся подводной работой, сделанной французским океанографом Кусто в его программе Conshelf. Он видел много параллелей между этой работой и работой, выполняемой в рамках американской космической программы. Он получил отпуск из НАСА, чтобы присоединиться к программе Conshelf. Однако Кусто предположил, что передача технологии из космоса в океан была, конечно, хорошей идеей. Но считал, что лучше ее направить на программу SeaLab ВМС США. О которой ничего не было известно Карпентеру.

Пилоту удалось перевестись обратно в ВМФ. И, будучи временно назначенным на проект SeaLab в Гамильтоне, на Бермудских островах, Карпентер потерял контроль над мотоциклом, которым он ехал, и сломал левую руку. Комбинированный перелом отстранил его от участия в проекте Sea Lab 1. В нем он погружался в подводную среду обитания с четырьмя водолазами. На глубину около 65 метров.

После выхода на пенсию, после более чем 28 лет службы, Карпентер основал и был главным исполнительным директором Sea Sciences, Inc., венчурной корпорации, активно занимающейся разработкой программ, направленных на более эффективное использование океанских ресурсов и улучшение здоровья планеты. Стремясь к этим и другим целям, он тесно сотрудничал с французским океанографом Жаком Ив Кусто и членами его команды Калипсо. Он нырял в большинстве океанов мира, включая Арктику под льдом.

Будучи консультантом спортивных и профессиональных производителей оборудования для дайвинга, он внес свой вклад в усовершенствование дизайна дайвинг-инструментов, подводного дыхательного оборудования, плавучих силовых установок, небольших подводных аппаратов и других подводных устройств.

Дополнительные проекты, осуществленные под его инновационным руководством, включали биологический контроль вредителей и производство энергии из сельскохозяйственных и промышленных отходов. Карпентер также сыграл важную роль в разработке и совершенствовании нескольких видов обработки отходов и оборудования для их транспортировки.

Карпентер продолжал применять свои знания в области аэрокосмической и океанической инженерии в качестве консультанта для промышленности и частного сектора. Он часто читал лекции в США и за рубежом об истории и будущем океанических и космических технологий, о влиянии научно-технического прогресса на человеческие дела и продолжении поиска человеком совершенства.

Выступал в качестве телевизионного представителя многих крупных корпораций. Включая General Motors (Oldsmobile), Standard Oil of California, Nintendo и Atari. Организовал съемку и озвучил ряд телевизионных документальных фильмов. Также выступал в качестве актера/консультанта киноиндустрии в области космического полета, океанографии и глобальной окружающей среды.

Умер в Денвере 10 октября 2013 года в возрасте 88 лет.

Живой Космос