Колонизация Марса. Фантазия или нет?

колонизация Марса

Если верить Илону Маску, основателю известной частной космической компании SpaceX, человечество создаст первые поселения на соседних планетах уже в ближайшие десятилетия. И в первую очередь состоится колонизация Марса. Маск не одинок в своей мечте. Ее разделяют по меньшей мере сотни тысяч людей во всем мире. Джефф Безос, основатель, генеральный директор и главный акционер Amazon и, по совместительству один из самых богатых людей в мире, создал аэрокосмическую компанию Blue Origin. Для того, чтобы «миллионы людей могли жить и работать в космосе».

Не нужна нам никакая колонизация Марса

Однако критиков у подобных планов тоже предостаточно. Например, это Фрэнсис Рокар, астрофизик, который отвечает за исследования Солнечной системы во французском космическом агентстве CNES. В одной из своих статей он говорит: «Долгосрочный план Маска заселить Марс является этически крайне сомнительным. Для него Марс – это план Б». Известный английский астроном Мартин Рис недавно заявил: «Я не могу согласиться с Маском и другими энтузиастами, которые мечтают о постоянных поселениях на Марсе. Опасно полагать, что космос позволит нам убежать от земных проблем. (…) Для нормальных людей планеты Б не бывает».

Если говорить начистоту, ни Маск, ни Безос, ни кто-либо другой, кто поддерживает строительство таких поселений на других планетах, никогда не заявлял, что для этого нужно отказаться от Земли. Как раз наоборот. Отвечая на вопрос о причинах своего интереса к этой теме Безос говорил, что хотел бы в долгосрочной перспективе освободить нашу планету от всей тяжелой промышленности. Земля должна стать более пригодной для жизни. И ее природа смогла бы восстановиться.

Известно, что Илон Маск является генеральным и техническим директором автомобильной компании Tesla. Эта организация не только сумела создать привлекательные электромобили. Но и заставила всех других автопроизводителей начать разработку подобной техники. Тесла также ведет разработку больших батарей для хранения электроэнергии, получаемой из возобновляемых источников. Маск вряд ли тратил бы много времени и сил на подобные проекты. В том случае, если бы сохранение естественной среды Земли не было бы для него очень важной задачей.

Люди про запас

Утверждение о том, что колонизация Марса в конечном итоге заключается только в подготовке к бегству элиты с Земли, также категорически отвергается Маском. Однажды он заявил: «Мы должны стать многопланетной цивилизацией как можно скорее. И я должен подчеркнуть, что действительно имею в виду многопланетную цивилизацию. Мы должны заселить одновременно Марс, Луну, может быть Венеру, спутники Юпитера и другие тела Солнечной системы. И в конце концов полететь к звездам». Его видение процесса вполне очевидно. Цивилизация, разбросанная по многим планетам и лунам, будет более разнообразна и более устойчива к бедствиям. И иметь больше шансов на выживание.

Конечно, подобный подход будет работать только в том случае, если колонизация других миров не потребует огромного расхода ресурсов. Это процесс не должен усугубить состояние нашего родного мира. В этом то и состоит упрек тех, кто считает что нужно «сначала решить земные проблемы». Отправка людей в космос сегодня действительно очень дорогое удовольствие. Когда-то, в 1980-х годах, НАСА рассчитало, сколько будет стоить отправка шести американцев на Марс. Сумма получилась просто астрономическая – около 400 миллиардов долларов. То есть по 67 миллиардов долларов на астронавта! Если независимой от Земли колонии на Марсе потребуется 1 миллион поселенцев (по оценкам Маска), то для их транспортировки потребуется 67 квадриллионов долларов. Что в 900 раз превышает годовой валовой внутренний продукт всего мира. Очевидно, что это нереально.

А можно подешевле?

Есть подозрение, что Маск догадывается об этом. Ну или по крайней мере интуитивно ощущает какой-то подвох. Вот почему цель SpaceX состоит в том, чтобы резко сократить расходы на доставку людей в космос. Долгосрочная цель компании состоит в том, чтобы люди из среднего класса могли легко «эмигрировать» на Марс. Стоимость доставки человека до Марса не должна превышать 500 000 долларов. Перевозка 1 миллиона поселенцев будет стоить «всего» 500 миллиардов долларов. Или 0,6% валового внутреннего продукта мира. Это примерно столько же, сколько НАСА хотело потратить на шесть своих астронавтов. Для сравнения, борьба с изменением климата обойдется миру не менее чем в 1500 миллиардов долларов. Или около 2% от современного валового внутреннего продукта. В целом подобные расходы вполне достижимы для человечества. Например, глобальные военные расходы сегодня составляют примерно 1800 миллиардов долларов США в год.

Это означает, что если Маск достигнет своей цели по экстремальному сокращению затрат на космические путешествия, марсианский поселок станет вполне реален. А на Земле останется достаточно ресурсов для решения «земных проблем».

Да. Планета Марс не является Планом Б. Её освоение должно быть неотъемлемой частью Плана А: обеспечения долгосрочного выживания человечества на Земле и в других местах космоса.

Понравилась статья? Поделитесь ей в социальных сетях! Огромное спасибо!
Живой Космос
Оставьте комментарий!