Космонавты товарища Сталина

космонавты

12 апреля 1961 года человек впервые достиг космоса. И мир после этого события уже никогда не стал прежним. Подвиг Юрия Алексеевича Гагарина хорошо известен. Однако немногие знают, что в 1950 году Советский Союз собирался запустить космонавта в суборбитальный полет! На высоту более ста километров! Которая является традиционной (но весьма условной) границей космического пространства. И если бы этот замысел удалось реализовать, СССР мог бы отправить человека в космос почти за десять лет до полета корабля «Восток-1».

Фау-2  

Чтобы найти истоки этой интересной истории, нужно мысленно переместиться к концу Второй мировой войны. В те самые времена, когда союзные войска продвигались по развалинам нацистской Германии, обнаруживая на своем пути заброшенные установки ракет А-4 Вернера фон Брауна. Которая известна всему миру как V-2 или Фау-2.

Фау-2 была самой большой и самой совершенной из когда-либо созданных к тому моменту баллистических ракет. Страна, которой удалось бы завладеть такими технологиями, имела бы явное преимущество в холодной войне. Которая уже вовсю маячила на горизонте. И американцы в итоге больше всех нажились на самых больших кусках в этой гонке за военные трофеи проекта Фау-2. Включая самого фон Брауна. В то время как СССР были вынуждены довольствоваться несколькими крошками. Однако это не остановило товарища Сталина.

Американцы и Фау-2
Первый межконтинентальный ракетный рейс. Фото НАСА.

Сотни советских инженеров отправились в Германию. Среди них были Валентин Глушко и Сергей Королев. Именно эти люди станут отцами советской космонавтики. Они занялись изучением нацистской ракетной программы. И задавали множество вопросов немецким инженерам.

Тихонравов и ГИРД

Одним из инженеров, весьма впечатленных уровнем развития немецкой баллистической техники, был Михаил Клавдиевич Тихонравов. Этот человек практически (и несправедливо!) забыт историками. Однако на самом деле Тихонравов тоже был одним из пионеров советской космонавтики. Вместе с гениями Фридрихом Артуровичем Цандером и с Сергеем Павловичем Королевым он в 1932 году стал одним из основателей Группы изучения реактивного движения (ГИРД).

Но несмотря на высокий уровень интеллекта своих членов и поддержку государства, ГИРД являлся лишь горсткой энтузиастов-мечтателей. Которых объединяла общая страсть: освоение космоса. И все же в 1933 году Тихонравову удалось сконструировать первую, весьма скромную по размерам советскую ракету на жидком топливе — ГИРД-09.

В отличие от остальных своих коллег из ГИРД, Тихонравов преследовал только одну цель: отправить человека в космос. Не то чтобы Королев или Цандер не разделяли подобного энтузиазма. Нет. Просто они чувствовали, что еще слишком рано для подобных экспериментов. Они считали, что еще существует много неизвестных факторов. И потребуются многие десятилетия напряженной работы, прежде чем человек сможет выйти за пределы земной атмосферы. Тихонравов не соглашался с коллегами. Он настаивал на том, что пилотируемую ракету нужно начать разрабатывать как можно быстрее. Пусть даже с ее помощью можно будет совершить лишь простой суборбитальный полет.

В 1935 году Михаил Клавдиевич опубликовал статью «В стратосферу на ракете». В ней он подробно изложил планы запуска человека на высоту более 30 километров с помощью ракет, разработанных ГИРД. Однако соратники ученого посчитали, что подобные разговоры о пилотируемых космических полетах только отпугнут власти. И помешают им серьезно инвестировать в ракетостроение. Поэтому суборбитальные полеты Тихонравова заняли лишь второе место среди приоритетов в работе ГИРД.

К сожалению, этот весьма интересный начальный период советской космонавтики резко оборвался. Это случилось из-за сталинских чисток, кульминацией которых стал арест Королева в 1938 году. У СССР в те времена были другие приоритеты. И строительство причудливых космических ракет не входило в их число.

Проект ВР-190

В последние годы войны о нацистской ракете Фау-2 узнали все. И советское правительство сразу же осознало важность баллистических ракет. Как стратегического оружия. Тогда-то власти и вспомнили о ГИРД и ее романтиках и мечтателях.

Будучи старше и осторожнее большинства своих коллег из ГИРД, Тихонравов сумел пережить сталинские чистки. И сумел пережить Великую Отечественную войну, работая над различными ракетными проектами. Тихонравов создал в НИИ-1 рабочую группу по разработке твердотопливной ракеты-зонда для исследования стратосферы. Проект получил незнание ВР-210 (от словосочетания «высотная ракета»).

Однако вскоре старта исследования отменили из-за недостаточного финансирования. И именно тогда Тихонравов узнал о характеристиках немецкой Фау-2. И был ими весьма впечатлен. Он был уверен, что эта машина достаточно мощна, чтобы достичь границы космоса.

В начале 1945 года, когда война была в финальной стадии, Тихонравов предложил проект ВР-190. Его целью была отправка человека на 200 километров вверх с помощью немецкой ракеты Фау-2. Проект получил название «Победа». Конструкторское бюро ОКБ-115 Александра Яковлева должно было отвечать за создание гермокабины для двух стратонавтов. Создаваться она должна была под руководством А.В. Афанасьева. Кабина должна была включать в себя систему отделения от ракеты и новый двигатель с тягой 30 тонн. Также в ее составе должны были быть парашюты, система связи и даже теплозащитный экран для обеспечения защиты при суборбитальном входе в атмосферу. В качестве меры безопасности для экипажа было предложено использовать скафандры.

Проект ВР-190 был готов к середине 1945 года. Однако еще предстояло построить надлежащую инфраструктуру, чтобы можно было использовать Фау-2. Советское правительство решило не использовать для этого немецкие объекты. Поэтому вскоре был одобрен перенос производства и сборки ракеты в СССР. Планы Тихонравова пришлось отложить.

Расположение экипажа в проекте ВР-190. Из открытых источников.

Поворот не туда

23 марта 1946 года проект ВР-190 был официально представлен министру авиапрома Михаилу Хруничеву. На которого, впрочем, эта работа не произвела особого впечатления. Хруничев был верным представителем старой школы авиации. И не имел ни малейшего интереса к ракетам. 12 апреля того же года государственная комиссия во главе с академиком Сергеем Христиановичем тоже изучала возможность реализации проекта. Но решила отложить его до принятия правительством решения о планах разработки баллистических ракет.

13 мая 1946 года Совет Министров СССР издал постановление «Вопросы о баллистическом вооружении». В этом документе были определены приоритеты нашей страны в этом вопросе. Сергею Павловичу Королеву и его институту НИИ-88 поручили разработку советских баллистических ракет. А Валентину Петровичу Глушко было поручено создавать ракетные двигатели. Именно это любопытное разделение задач в конечном итоге и стало причиной разногласий между обоими инженерами.

Иосиф Виссарионович настоял на том, что сначала нужно построить копию Фау-2, получившую обозначение Р-1. Королев же считал немецкую конструкцию устаревшей. И утверждал, что ее можно легко улучшить. И предложил ракету Р-2. Правительство решило одобрить разработку двух ракет одновременно. И это было не очень хорошо. Поскольку привело к значительной задержке ракетной программы.

Местом первого старта был выбран район Капустин Яр, расположенный недалеко от Волгограда. Можно себе только представить, какое волнение испытывал в этот момент Тихонравов. Копия Фау-2 была готова, осталось только построить гермокабину и запустить ракету с экипажем. Но советская бюрократия как будто играла против него. Некоторые функционеры сетовали на то, что запускать советского гражданина на борту трофейной фашистской ракеты как-то не очень патриотично.

Снова неудача

Проект ВР-190 оказался в тупике. Поэтому в июне 1946 года Тихонравов решил написать письмо с обращением к самому Сталину.

Все указывает на то, что Иосиф Виссарионович весьма заинтересовался этой темой. Однако с запуском Р-1 с полигона Капустин Яр проблем оказалось больше, чем ожидалось.

К началу 1947 года стало ясно, что программа упустила шанс привлечь внимание политического руководства страны. Да и сам Королев был против ВР-190. Он считал его соперником для своего проекта исследования стратосферы с помощью Р-1 и Р-2. Королев также придерживался мнения, что суборбитальные полеты — это просто пустая трата ресурсов. Которые можно было бы использовать для других, более полезных проектов.

Конечной целью, по мнению Королева, должна была стать орбита Земли. А для этого требовалась гораздо более мощная ракета, чем немецкая Фау-2.

К тому времени уже было очевидно, что СССР потерял возможность отправить человека в космос до 1950 года.

Но Тихонравов не сдавался. Хотя власти отняли у него ВР-190, во время своего пребывания на посту начальника НИИ-4 он продолжал создавать аналогичные проекты, которые должны были использовать научные ракеты нового поколения на базе королевской Р-2. В начале 1950-х он яростно предлагал использовать многоступенчатые ракеты для запуска спутников на орбиту. Но начальники не обращали на него особого внимания. В отличие от Королева, видевшего возможность выхода в космос. Которая была все ближе и ближе.

Суборбитальные полеты

22 июля 1951 года с полигона Капустин Яр стартовала ракета-зонд В-1Б (модифицированная ракета Р-1). Она достигла высоты 101 км. На ее борту находились собаки Цыган и Дезик. Они являлись первыми большими животными пересекшими границу космоса. Капсула успешно приземлилась. С совершенно здоровыми собаками. Оказалось, что грозные космические лучи и краткий период невесомости не являются непреодолимым препятствием для осуществления пилотируемых полетов. Была продемонстрирована полная жизнеспособность проекта ВР-190.

Цыган и Дезик не стали последними живыми существами, достигшими космоса таким образом. Позже последовало несколько испытательных полетов на различных модифицированных ракетах Р-2 и Р-5 (В-2А, В-2Б и В-5А). Возможность отправки человека в космос по суборбитальной траектории в очередной раз серьезно взвешивалась различными советскими учреждениями. Оценить возможность создания отряда космонавтов взялся врач Владимир Яздовский, отвечающий за отбор собак для космических полетов. Эту идею поддержал маршал ВВС Павел Жигарев. Но Королев снова выступил против проекта. Теперь в его руках была разработка Р-7, которая должна была стать первой в истории межконтинентальной ракетой.

Королев знал, что орбитальные полеты с Р-7 уже возможны. Но он не собирался тратить время на простые баллистические «прыжки».

цыган и Дезик
Цыган и Дезик. Первые млекопитающие, достигшие космического пространства. Из открытых источников.

Почему нет?

Интересно, но США не разделяли предвзятость Королева к пилотируемым суборбитальным полетам. По сути, первые две американские космические миссии программы «Меркурий» были именно такими баллистическими запусками в целях экономии времени и денег.

Что же касается Тихонравова, то провал ВР-190 был с лихвой компенсирован, когда в 1956 году Королев пригласил его работать в свое ОКБ-1. Хотя инженер так и не увидел человека на борту суборбитальной ракеты, он сыграл ведущую роль в проектировании корабля «Восток». Первого космического корабля в истории человечества.

Тихонравов умер в 1974 году, дважды получив орден Ленина за вклад в советскую космонавтику. И самое главное, он осуществил свою мечту: человеку удалось достичь космоса!

В настоящее время, когда несколько частных компаний соревнуются за право выполнять суборбитальные коммерческие полеты, парадоксальным является практически полное неприятие Советским Союзом этого типа баллистических запусков. Единственным советским пилотируемым суборбитальным полетом был непреднамеренный полет корабля «Союз 18-1», когда из-за неполадок во второй ступени он не смог выйти на околоземную орбиту.

Михаил Клавдиевич Тихонравов
Михаил Клавдиевич Тихонравов. Из открытых источников.
Понравилась статья? Поделитесь ей в социальных сетях! Огромное спасибо!
Живой Космос
Оставьте комментарий!