LMLV: гигантская ракета конца 60-х.

ракета LMLV

За короткую историю космической эры люди создали много проектов гигантских ракет. Но подавляющее большинство из них так и осталось на стадии эскизного проектирования. Возможно самый эффектный пример подобной концепции – LMLV (Large Multipurpose Launch Vehicle) компании Boeing. Переводится это название с английского как Большая многоцелевая ракета-носитель. Ее концепцию разрабатывали в 1968 году в рамках исследования, финансируемого НАСА. Оно было направлено на создание ракеты-носителя, которая могла бы вывести на орбиту как можно больше полезной нагрузки.

очень большая ракета
Проект LMLV (НАСА).

Ракета LMLV

Интересная особенность этого проекта такова – ракета LMLV должна была иметь всего одну ступень. И это очень любопытно. Поскольку ни одна из находящихся в настоящее время на вооружении ракет до сих пор не может выйти на орбиту с помощью одной ступени. Хотя одна из разработок, проводимых в рамках проекта «Атлас», была очень близка к этому.

Предполагалось, что в основной ступени в качестве компонентов топлива будут использоваться жидкий водород и жидкий кислород. Это наиболее эффективные и безопасные химические вещества, которые используют в ракетных двигателях. Также предполагалось использование многочисленных дополнительных двигателей в разных конфигурациях. Это позволило бы избежать хлопот, связанных с оптимизацией работы двигателей для уровня моря или вакуума.

Разработчики предполагали, что с помощью этого монстра на низкую околоземную орбиту можно будет вывести не менее 450 тонн полезной нагрузки. Хотя это может показаться невероятными характеристиками, в те годы они особо никого не впечатляли. Поскольку в 60-х годах прошлого века производилось множество подобных исследований. В качестве примера можно вспомнить программу «Nova» и все производные от нее. Однако обратите внимание: самое впечатляющее в этой истории то, что предполагаемая грузоподъемность LMLV заявлялась лишь как нижняя планка возможностей ракеты!

Сравнение размеров LMLV с ракетой Сатурн-5. Источник: NASA.

Пусковую установку проектировали так, чтобы имелась возможность оснастить ракету несколькими огромными твердотопливными ускорителями и разгонными блоками. Которые могли увеличить массу выводимой полезной нагрузки.

Одна из возможных дооснащенных версий LMLV включала до двенадцати твердотопливных ракет диаметром 6,6 метра.

Ракета-монстр

В более поздних концепциях предполагалось, что ракета-монстр будет иметь и вторую ступень. Работающую на том же топливе и окислителе. Она должна была иметь более компактную форму и использовать тороидальные баки. Для справки – российский разгонный блок из семейства «Д» имеет примерно похожую конструкцию.

Исследователи утверждают, что с помощью второй ступени, и при использовании твердотопливных ускорителей грузоподъемность ракеты могла достичь 1600 тонн! Но Боинг не остановился и на этом. И предусмотрел вариант с использованием десяти твердотопливных ракет диаметром 9,5 метра. Которые позволили бы поднять грузоподъемность LMLV почти до 2000 тонн! Такие ракеты вполне могли обеспечить возможность отправки человека на Марс одним запуском.

Чтобы получить более полное представление о мощи концепции, давайте вспомним, что «Сатурн-5» имел возможность выводить на низкую орбиту всего каких-то жалких 140 тонн груза. Сущая мелочь по сравнению с рассматриваемым монстром. При этом самая мощная версия LMLV должна была иметь взлетную массу около 30 000 тонн! А ее двигателям было бы необходимо развивать тягу в 49 000 тонн при старте!

Такого зверя однозначно нельзя было пускать с суши. Просто из соображений безопасности. Поэтому стартовую площадку предлагалось создать в море. Либо на плавучем стартовом комплексе. Или недалеко от берега. Различные элементы пусковой установки предполагалось доставлять к стартовому столу на баржах.

Чтобы максимизировать грузоподъемность ракеты, ни один элемент не предполагалось использовать повторно.

Дорого и ненужно

Ракета получалась очень мощной. Однако по итогам проведенной работы стало ясно – такие монстры будут крайне дорогим удовольствием. И полезной нагрузки под них просто нет.

Компания Boeing позже использовала некоторые идеи из исследований, проводимых в рамках LMLV. Инженеры компании проектировали мощные одноступенчатые ракеты-носители для вывода на орбиту огромных солнечных батарей. Которые в те времена считались возможным решением энергетического кризиса.

Несомненно, LMLV войдет в историю как проект одного из самых «серьезных» космических транспортных средств. С самой высокой потенциальной грузоподъемностью из когда-либо проектируемых.

Но сможет ли человечество когда-нибудь построить что-нибудь подобное в реальности?

Понравилась статья? Поделитесь ей в социальных сетях! Огромное спасибо!
Живой Космос
Оставьте комментарий!