Н-1. Лунная ракета СССР

лунная ракета

В 60-х годах 20 столетия две мощные сверхдержавы пытались опередить друг друга в покорении Луны…

Кто первым прогуляется по Луне?

Разрабатываемая Советский Союзом лунная ракета Н-1 должна была превзойти американскую Сатурн-5. Ее основным предназначением была доставка советских космонавтов на Луну. Работы по созданию нового суперносителя начались в 1962 году. Ими руководил Сергей Павлович Королев. По задумке конструкторов Н-1 должна была стать самой мощной ракетой в мире. Однако технические проблемы, которые так и не удалось решить, не позволили ей совершить ни одного успешного полета.

25 ноября 1967 года макет Н-1 установили на стартовой площадке космодрома Байконур. После чего, в течение 17 дней, проводились его электрические испытания. Первый готовый к полету носитель установили на той же площадке 7 мая 1968 года. Однако его возвратили в сборочный цех после того, как в конструкции первой ступени были обнаружены трещины. После ремонта его снова установили на стартовой площадке. Это произошло в ноябре 1968 года. Но в итоге его все же заменили другим макетом для проведения дальнейших испытаний и подготовки к запуску.

Наконец, в середине января 1969 года, Н-1 под номером 3Л перевезли на стартовую площадку и подготовили к первому испытательному полету. Это испытание было невероятной авантюрой, поскольку в отчаянной попытке попасть на Луну большой кластер двигателей первой ступени никогда не испытывался на групповое взаимодействие (почему?). Поскольку лунный модуль еще не был готов к этому моменту, полезной нагрузкой для пуска являлась модифицированная версия окололунного космического корабля. После четырех недель подготовки Н-1 была готова к старту. За несколько часов до запуска главный конструктор проекта Василий Мишин, который занял этот пост после смерти Королева в 1966 году, отправился на стартовую площадку во время заправки ракеты топливом. Он разбил бутылку шампанского об ее корпус.

Лунная ракета. Первый пуск

21 февраля 1969 года Н-1 поднялась в безоблачное небо. И сразу же начались неприятности. Через несколько секунд после начала полёта два из 30 двигателей первой ступени остановились из-за проблемы с системой управления. Но Н-1 спроектировали таким образом, что она имела возможность продолжать полет с четырьмя неработающими двигателями первой ступени. Поэтому полет продолжился. Оставшиеся двигатели компенсировали потерю. Через 65 секунд после старта работа двигателей достигла полной мощности. И в этот момент стало очевидным, что адекватные испытания основных двигателей были проигнорированы зря. Они работали быстрее, чем ожидалось. И это вызывало более сильные, чем планировалось, вибрации.

Под воздействием этих вибраций трубопровод одного из двигателей, по которому подавался жидкий кислород, получил повреждения. Прежде чем система управления сумела выключить неисправный двигатель, начался пожар в двигательном отсеке. Оставшиеся двигатели и турбонасосы начали быстро перегреваться и взрываться. Через 70 секунд после старта система управления окончательно выключила все двигатели. И была активирована система аварийного спасения. Капсула с окололунным кораблем благополучно спаслась. Она приземлилась ​​на расстоянии около 35 км от стартовой площадки. Но лунная ракета Н-1, лишившаяся тяги, упала в степи. И взорвалась примерно в 48 км от места старта.

Второй пуск

И все же Советский Союз не сдавался. Лунная гонка еще не была проиграна. Поэтому вторую ракету Н-1 доработали и подготовили к пуску. Успешное испытание носителя оставило бы шансы для СССР первым доставить человека на Луну. 3 июля 1969 года вторая Н-1, под номером 5Л, стартовала с площадки № 1. В качестве ее основного полезного груза снова выступал окололунный корабль. Но катастрофа, случившаяся после этого пуска, была гораздо серьезнее, чем после первого. Практически сразу после взлета в один из двигателей первой ступени попал мусор. В результате этого турбонасос ступени взорвался. Это привело к отказу соседнего двигателя. И пошла цепная реакция разрушений. Остановились и несколько соседних двигателей. Система управления была повреждена. Но система спасения снова сработала безукоризненно.

Прошло еще два года. Конструкцию Н-1 снова доработали. И состоялось еще два пуска. Их произвели 27 июня 1971 года и 23 ноября 1972 года. К сожалению, они снова оказались неудачными. Снова произошли сбои на первой стадии полета, на 51 и 107 сек. соответственно. В начале 1974 года проект Н-1 был остановлен. Шесть оставшихся ракет из 10 первоначально построенных утилизировали.

Подобная череда неудач при испытаниях ракетно-космической техники была несвойственна для науки Советского Союза. Складывается стойкое ощущение, что все эти неприятности произошли совершенно не случайно…

Понравилась статья? Поделитесь ей в социальных сетях! Огромное спасибо!
Живой Космос
Оставьте комментарий!