Почему буксует программа НАСА SLS?

SLS

Мы строили, строили и наконец построили. Ура! (Из мультфильма «Крокодил Гена»).

НАСА, крупнейшее агентство мира, долго и упорно стоит ракету SLS (Space Launch System – система космических запусков). И приведенную выше цитату из культового советского мультфильма пока нельзя использовать по отношению к этому мега проекту. Первый пуск в рамках которого должен был состояться еще в 2017 году.

По словам генерального инспектора НАСА Пола Мартина, каждый пуск ракеты SLS будет стоить примерно 4,1 миллиарда долларов. Цифра, которая примерно в два раза больше первоначально предложенной. Которая изначально и так была немаленькой…

Абсурдная стоимость SLS

Прогноз генерального инспектора НАСА не очень обнадеживает энтузиастов космоса независимо от их национальной принадлежности и вероисповедания. Ведь цена, которую придется отдавать бедным американским пролетариям за запуски SLS совершенно непомерна. Доставка одного килограмма материала на низкую околоземную орбиту будет стоить около 58 000 долларов! Да, это правда, что новая система космического запуска станет крупнейшей подобной когда-либо созданной за всю историю космонавтики. Так оно и есть. Если, конечно, она (ракета) вообще когда-нибудь сумеет взлететь.

Но если это произойдет это означает, что у НАСА появится возможность отправлять на орбиту такие тяжелые грузы, которые до сих пор туда вывести не было никакой возможности. Вроде бы цель благородная и правильная.

Но что привело к удвоению стоимости запусков SLS? Давайте разберемся.

Разработка ракеты началась в 2011 году. После того как НАСА закрыло программу «Спейс шаттл». Внезапно космическое агентство США осознало, что теперь не имеет никаких средств для отправки астронавтов в космос. Поэтому космическое агентство США начало консультации со своими деловыми партнерами. Оно, в растерянности, искало помощи в проектировании и строительстве новых средств доставки людей и грузов в космос. Изначально бюджет выделил на эти дела каких-то 7 миллиардов долларов.

Однако впоследствии стоимость проекта выросла до более чем 23 миллиардов долларов. И он до сих пор не завершен. Фактически произошла задержка, из-за которой первое испытание SLS-1 отложили до мая 2022 года. При этом НАСА уже сообщило, что и в новую дату вряд ли что-нибудь произойдет. Так что не стоит удивляться, если будет объявлено о новых переносах сроков. Но самое главное: учитывая смету запуска ракеты… кто виноват в увеличении расходов?

Проблема в конгрессе США

Когда какая-нибудь государственная федеральная программа сталкивается с проблемами затрат (российская ли, или американская – не важно) энтузиасты часто пытаются понять – кто в этом виноват? И что делать? Пол Мартин, генеральный инспектор НАСА, прямо указал на то, что в случае с SLS виноваты нехорошие люди – представители конгресса США (это аналог нашей Государственной Думы). Именно конгресс США, по мнению Мартина, ставит палки в колеса деятельности НАСА. Именно конгресс США вынудил космическое агентство заключить неудобные для НАСА контракты с поставщиками. Эти контракты подразумевают, что любая компания, работающая над проектом, всегда будет получать определенную оплату. Вне зависимости от результатов работы.

Они в любом случае получат вложенные на свои расходы деньги. И кроме того, они будут вознаграждены суммой, превышающей эти расходы. Проблему этого типа соглашений очень легко увидеть в случае с компаниями, участвующими в проекте SLS: это Lockheed Martin и Boeing. Всем уже давно очевидно, что эти компании просто паразитируют на теме космоса. Тип контракта, который навязал конгресс США НАСА, побуждает эти компании создавать больше расходов за тот же объем работы. Таким образом они еще и увеличивают ту сумму, которую получат позже. Боинг стал основным объектом гнева Пола Мартина. Генеральный инспектор НАСА не постеснялся подвергнуть эту контору резкой критике.

Да, компания Боинг переживает непростое время. В последние годы она столкнулась с различными, в том числе и кадровыми кризисами. Пол Мартин вообще поставил под сомнение ее технические возможности в целом. И возможности по управлению серьезными проектами в частности. Он подчеркнул, что, несмотря на плохую работу Боинг, компания получила весьма сочную премию. За свою некомпетентность.

Быть одноразовой ракетой

Похоже, что для конгрессменов США наличие избыточных расходов не имеет никакого значения. Но для всех остальных, кто не получает прямой выгоды от этих контрактов, ощущения совершенно другие. Похоже, что правительство США без проблем потратит миллиарды долларов на ракету, которая устареет еще до того, как взлетит. Почему? Потому что ракета чрезвычайно дорогая, потому что она одноразовая. И можно совершенно законно выводить гигантские деньги из бюджета США. Неплохая такая кормушка. Это вам не бордюры менять раз в полгода.

В этом отличие SLS от таких проектов, как Starship. К тому же, ни один компонент SLS не подлежит повторному использованию.

Кроме того, у Starship будет на 30% больше грузоподъемность, чем у SLS. Илон Маск уверяет, что стоимость запуска килограмма груза с помощью его детища может упасть в недалеком будущем до смехотворных цифр. Всего до 10 долларов за килограмм! И если SpaceX достигнет подобных цифр, у SLS не будет никакой возможности с ней конкурировать. НАСА, кажется, понимает это. Потому и выбрало именно Falcon Heavy для запуска своей миссии Europa Clipper.

Но деньги – это еще не все. У SLS все есть еще и технические проблемы. Она не сможет, например, как Starship доставить людей на Луну в рамках программы Артемида.

Совершенно очевидно, что ответственность за завышенную стоимость запусков SLS лежит на правительстве США. Потому бесспорно то, что ведется распил бюджета разработка ракеты с преувеличенно высокой стоимостью. Ракеты, которая устареет еще до момента поступления на вооружение.

Посмотрим, во сколько в итоге обойдется новая игрушка НАСА…

Понравилась статья? Поделитесь ей в социальных сетях! Огромное спасибо!
Живой Космос
Оставьте комментарий!