Развитие космонавтики на нашей планете не прекращается ни на секунду. Особенно это заметно на примере российской космической программы. Практически каждую неделю мы слышим о новом прорыве наших инженеров, заявляющих о перспективах начать проектирование всё новых и новых ракет в самых разнообразных конфигурациях. Руководство Роскосмоса все чаще и чаще заявляет о задумке начать размышлять о необходимости новых перспективных разработок. И очередном переименовании новейшего пилотируемого космического корабля. До окончания постройки АМС «Луна-25» остаются считанные десятилетия… В общем работа кипит, и её просто непочатый край. И это радует, друзья мои.
Но страны коллективного запада, на пределе своих догнивающих без российских энергоресурсов возможностей, тоже стараются хоть как-то развивать космическую деятельность. Там сегодня в моде коммерческие услуги, связанные с доступом в космос. И не только в США. Но даже в почти разорённой Европе!
Космическая капсула «Nyx»
Как грибы после дождя, вдруг, откуда ни возьмись, появилось множество европейских компаний, которые стремятся заполнить определённую практически пустующую нишу в космической отрасли. Одной из таких компаний является франко-германская The Exploration Company. Совсем недавно она была на слуху тех, кто в теме, после получения финансирования в размере 40,5 млн евро. Флагманским продуктом этой европейской компании, созданной в 2021 году, является перспективный космический корабль «Nyx». Никс, Никта, Нюкта – это одна из богинь древнегреческой мифологии. Она отвечала за всё, что было связано с космосом. Капсула, получившая такое имя, будет предназначена для доставки в космос грузов. А на более позднем этапе (намного позже) и людей.

«Nyx» предлагается строить как «модульный, многоразовый и способный дозаправляться на орбите» аппарат. Замысел идеологов проекта состоит в том, чтобы предлагать услуги по доставке грузов на Международную космическую станцию (МКС), или какие-то будущие коммерческие станции. Или использовать её для совершения одиночных полётов с экспериментами в условиях невесомости. А ещё (почему бы и нет) представители фирмы говорят о том, что не исключают возможность коммерческих миссий «Nyx» на лунную станцию «Gateway». И даже на лунную поверхность (с использованием лунного модуля, сделанного на основе капсулы).

Дешево и просто
Конструкция «Nyx» снаружи очень проста: коническая капсула прикреплена к служебному модулю, половина которого покрыта солнечными панелями. Внешне эта конструкция очень напоминает «Crew Dragon» компании SpaceX. Однако в отличие от американского корабля служебный модуль несёт топливо для трех основных двигателей и других систем.
Хотя технических подробностей не так уж и много, известно, что космический корабль «Nyx» сможет перевозить до 4 тонн груза. И будет способен оставаться на орбите до шести месяцев. Его главная фишка состоит в том, что каждый килограмм груза, доставленного на орбиту, будет стоить от 20 000 до 25 000 евро. Для сравнения: в настоящее время доставка 1 кг груза на МКС стоит около 100 000 евро.
Предполагается, что «Nyx» будет выводиться с помощью коммерческих пусковых установок. Это означает, что, с одной стороны, компания может сосредоточиться на разработке капсулы, не беспокоясь о пусковой установке. С другой – ей придётся покрывать расходы на каждую миссию.
Они существуют!
Я бы не стал винить вас, друзья мои, если бы вы подумали, что эта статья – очередной стёб и мистификация, как и половина выходящего здесь материала. И что описанная здесь компания – выдумка. Нет. The Exploration Company и вправду существует. Мало того, она имеет в своих рядах настоящих тяжеловесов европейской аэрокосмической отрасли из таких крутых контор как Safran, ArianeGroup и CNES (французское космическое агентство). А её генеральный директор, Элен Юби, выходец из Airbus Defence and Space, где она участвовала в создании Европейского служебного модуля (ESM) космического корабля «Orion».
В знак того, что всё серьёзно, небольшая модель капсулы под названием «Бикини» совершит свой первый полет на ракете «Ариан-6». Старт должен состояться в конце этого года. В ходе полёта планируется произвести проверку аэродинамических характеристик изделия и возможности его теплозащитного экрана. Капсула будет просто напичкана различными датчиками. Однако её возвращение на Землю не планируется.
На 2024 год запланирована вторая испытательная миссия, получившая очень оригинальное название «Миссия выполнима». В ходе её реализации в космос полетит уменьшенная версия «Nyx» диаметром 2,5 метра, несущая 300 кг разнообразного оборудования для проведения экспериментов, а также груз Европейского космического агентства ЕКА и французского космического агентства CNES.
Первый полет полноценной капсулы «Nyx» должен случиться в 2026 году. Первая лунная миссия — в 2028 году. Exploration Company также намерена использовать «Nyx» для доставки грузов на станцию «Orbital Reef», разрабатываемую компанией Blue Origin.
Не будем обманывать себя, у «Nyx» много конкурентов. И многие из них просто мечтают, чтобы этот проект так и не увидел свет. Или просто оказался убыточным. Может так всё и произойдёт.
Однако тенденция, которую он несёт, безусловно, замечательна.
