О пилотируемой китайской лунной программе

о китайской лунной программе

Недавно государственный китайский конгломерат CASC (де-факто эквивалент китайского национального космического агентства) провёл презентацию планов пилотируемых программ Китайской Народной Республики. Включая пилотируемые полёты на Луну.

Как обычно бывает в таких случаях, презентация была предназначена в первую очередь для СМИ и социальных сетей. Чтобы в сотый раз «открыть» программу высадки на Луну азиатской страны. Несмотря на то, что официально о ней известно ещё с 2018 года.

Итак, давайте посмотрим, что появилось в ней нового.

Тайконавты радуются удачной высадке. Фото НАСА.

Планы

Для начала вспомним, что Китай, а точнее, CASC, планирует осуществить пилотируемые миссии с высадкой на Луну примерно в 2030 году. Для этого предполагается использовать разрабатываемый пилотируемый космический корабль нового поколения, лунный модуль и ракету CZ-5G.

План миссии включает два запуска CZ-5G. Одна ракета должна вывести в космос пилотируемый космический корабль. Вторая – лунный модуль. Оба аппарата по отдельности отправятся на лунную орбиту. После прибытия к месту назначения пилотируемый космический корабль с тремя тайконавтами состыкуется с лунным модулем. После чего последний спустится на поверхность нашего спутника с двумя членами экипажа. Завершив свою миссию лунный модуль снова поднимется на окололунную орбиту. И повторно состыкуется с космическим кораблём. Который направится к Земле.

Стыковка космического корабля нового поколения на окололунной орбите с лунным модулем после полета на Луну (CASC)

Вот такой был нехитрый план.

Что-то изменилось. Работа идёт

Однако в новой презентации CASC можно увидеть некоторые интересные детали. С одной стороны подтверждается, что ракета CZ-5G будет иметь несколько иную конструкцию. Корабль нового поколения тоже имеет серьёзные конструктивные изменения по сравнению с прототипом, который совершил полёт в 2020 году. И, что весьма любопытно, его внешний вид теперь больше похож на российский космический корабль «Орёл», чем на изначальную версию.

российский космический корабль "Орёл"
Пилотируемый космический корабль “Орел” (ПТК-НП) (Роскосмос).

Служебный модуль тоже был переработан. И имеет другие главные двигатели. А солнечные панели расположены перпендикулярно обычной конфигурации. Капсула связана со служебным модулем за счёт расширения последнего с максимальным диаметром 5 метров. Что-то похожее используется в конструкции корабля НАСА «Орион». Кроме того, стыковочный узел не имеет выдвижной аэродинамической крышки, как у «Crew Dragon» или прототипа, запущенного в 2020 году. Ещё одна особенность – капсула не будет защищена аэродинамическими крышками во время взлёта, как у корабля «Orion». Она будет как бы «выставлена» наружу, как у «Crew Dragon» или «Starliner».

Что касается лунного модуля, то презентация показывает нам модуль среднего размера, намного больший, чем «мини-модуль», который мы видели в 2018 году. Однако это не новая конструкция. Это тот же самый модуль, который был представлен в 2020 году. Хотя на первый взгляд кажется, что он имеет только одну ступень, на самом деле в нем используется ещё одна ступень. Она будет использоваться для вывода на окололунную орбиту и спуска на поверхность. Она отделится незадолго до посадки на Луну. Ступень имеет четыре двигателя тягой 7500 ньютонов и две круглые солнечные панели. В модуле могут разместиться два члена экипажа и негерметичный ровер.

Как мы видим, китайская пилотируемая лунная программа постепенно обретает форму. Если все пойдёт по плану, осталось всего восемь лет, прежде чем мы увидим тайконавтов, гуляющих по лунной поверхности.

Соревнование с «Артемидой» началось.

 

Эта статья впервые появилась на сайте Живой Космос. Подписывайтесь на наши каналы! телеграм                     пульс                    канал Дзен
Понравилась статья? Поделитесь ей в социальных сетях! Огромное спасибо!
Живой Космос