Опасная фантазия американского колониализма


Последние несколько лет мировая индустрия кино не сильно радовала нас по-настоящему мощными фантастическими фильмами. Оглядываясь назад можно вспомнить лишь одно кино, которое отставило хоть какие-то эмоции. Эта картина носила в российском прокате название «Интерстеллар». Кино получило довольно высокие оценки за попытку сделать «трудную науку» астрофизику доступной и захватывающей для неискушенной аудитории. Благодаря использованию передовых спецэффектов эта картина отправляет зрителей в зрелищное путешествие во времени и пространстве. Эта зрелищность достигается с использованием инновационных научных теорий, касающихся относительности, червоточин, черных дыр и гравитации.

Независимо от того, какую реакцию этот фильм вызвал у Вас, согласитесь – «Интерстеллар» все же заслуживает похвалы. Даже только за то, что в этом фильме главными героями являются не бандиты и наркоторговцы, а ученые и инженеры. Эта картина демонстрирует новому поколению кинозрителей возможности, которые позволяют реализовать прорывные научные открытия. В ней нет противостояния сверхдержав и взаимной ненависти нынешнего мирового порядка. Человечество в картине является неким целым и неделимым организмом. Тем не менее, если присмотреться повнимательнее, становится очевидно – британо-американский режиссер Кристофер Нолан реализовал в картине весьма опасные фантазии американского колониализма.

США спасают человечество

Действие фильма происходит в ближайшем будущем. На Земле, близкой к полной непригодности для жизни людей. Для производства необходимой пищи большинство людей занялись сельским хозяйством. Тема, которая доминирует на протяжении всего фильма, – это опасность, которая появляется, когда мир отворачиваться от научных исследований даже во времена большой социальной и экономической нестабильности.

Это кино говорит нам о том, что нельзя ни за что и никогда переставать «тянуться к звездам». Как говорит главный герой в одной из первых сцен картины: «Люди родились на этой планете. Но они не обязаны здесь умирать».

Но, несмотря на все эти, казалось бы, правильные мысли, будущее, которое изображено в кино, является довольно странным. В нем лишь только США способны спасти этот мир. Они не просто отправляют миссию в космос, чтобы найти новый дом. Это вообще единственная страна, которая участвует в мероприятии. Хотя при этом утверждается, что предпринимаются попытки спасти все человечество. Но при этом под этим человечеством, по-видимому, подразумевается только выжившее население США. Все члены экипажа и ученые миссии – американцы. И практически нет никаких упоминаний об остальном мире.

И финал фильма усиливает эту американскую точку зрения. После невероятного путешествия по неизведанным галактикам и физическим измерениям, главный герой пробуждается на американской космической станции. Он смотрит в окно и видит детей, играющих в бейсбол. Здесь все говорят по-английски. И нет даже намека на то, что на борту есть люди из других стран.

А самые последние кадры фильма – еще более резкое свидетельство о весьма ограниченном националистическом мировоззрении, поддерживаемом создателями картины. В этот момент они просто говорят всему миру – США, и только США имеют значение в этом мире. Камера показывает новую человеческую колонию и рядом с ней – американский флаг…

Опасная американская мечта

Фильм явно пронизан идеей американской исключительности. В нем только у одной Америки есть интеллект и смелость, чтобы выжить. Будущее, с точки зрения создателей картины, принадлежит исключительно США и их гражданам.

И фильм связывает эту исключительность с традиционными представлениями американцев о своей богоизбранности. Сюжет картины сосредоточен на открытии червоточины, которую высший разум разместил возле Сатурна. Она была нужна для того, чтобы люди могли отправиться на поиски новых планет для заселения. И таким образом избежать вымирания. В конечном итоге эти таинственные «они» оказываются развитым человечеством из будущего. И этот факт вызывает еще большую тревогу. Получается, что высшие существа на самом деле являются американцами из будущего. И они ведут своих соотечественников (и только их!) к некоей привилегированной судьбе.

Когда-то Америка считала, что у нее есть особое право колонизировать всю нынешнюю континентальную территорию США. В современный период она использовала свое моральное превосходство и божественную исключительность, чтобы оправдать военные интервенции по всему миру, от Афганистана до Ирака. «Интерстеллар» отнюдь не военный фильм. Но он тем не менее утверждает, что подобное превосходство дает американцам особое и исключительное право колонизировать всю Галактику.

Фантастика или голливудская фантазия?

Этот фильм должен был стать научной фантастикой. Для многих эта картина стала символом возрождения жанра. Она должна была пойти по священным следам таких классических произведений как «2001: Космическая одиссея» и «Бегущий по лезвию». Научная фантастика, утопическая или антиутопическая, дает людям представление о будущем. И эта возможность позволяет им переосмыслить современную реальность.

Патриотизм, которым просто перенасыщен этот фильм, показывает нам очень интересную вещь. Несмотря на то, что в основе картины лежит наука, на самом деле «Интерстеллар» все же является фантастическим фильмом. Или даже фильмом в стиле фэнтези. В нем показаны не столько вызовы современности, сколько мысли об укреплении традиционных и опасных для остального мира американских ценностей в будущем. Картина переносит людей в новые галактики. Но и там американцы живут и думают такими же разрушительными способами, как и сегодня. Хотя Голливуд может с готовностью мечтать о будущем межгалактических путешествий, он, похоже, просто не может представить мир без американской богоизбранности и векового стремления к завоеванию всего мира.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Комментарии:

Оставьте комментарий

Войти с помощью: 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: