Проект лунной базы ОКБ Королева

Поделитесь с друзьями!
  • 1
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

В 60-е годы в Советском Союзе было проведено несколько исследований по теме создания постоянно действующей лунной базы. Пожалуй самое известное из них — проект конструкторского бюро Владимира Бармина, чья лунная база стала известна в узких кругах как Барминград. Однако было много и других, менее известных проектов, посвященных этой теме.

Проект лунной базы Мишина

Среди них выделяется работа, проведенная в ЦКБЭМ в 1968 году. Такое наименование получило ОКБ-1 Сергея Павловича Королева в конце 1960-х после смерти этого выдающегося конструктора ракетной техники. Сейчас это одно из ведущих предприятий Роскосмоса — РКК «Энергия» им. Сергея Павловича Королева. Давайте сегодня вспомним, какие же решения предлагали советские инженеры для организации постоянно действующей лунной базы.

лунные автомобиль РКК Энергия
Пилотируемый мобильный автомобиль ЛСК-П.

В 1968 году в ведении ЦКБЭМ были две пилотируемые лунные программы. Это миссия Л1, в ходе которой планировалась отправка в космос двух космонавтов с целью облета Луны на модифицированном космическом корабле «Союз» (7К-Л1), и миссия Н1-Л3, в ходе которой должна была произойти высадка человека на поверхность Луны.

В 1968 году лунная гонка еще не была выиграна американцами. И главный конструктор ЦБКЭМ Василий Павлович Мишин очень оптимистично планировал создать первые элементы лунной базы в период 1970-1971 годов. А в 1975 году, по его задумке, база должна была начать работать на постоянной основе.

советский лунный автомобиль
Лунный автомобиль ЛИМ.

В качестве источников энергии для лунной базы были изучены топливные элементы на основе водорода и кислорода. И, что любопытно, предлагалось использовать на Луне двигатели внутреннего сгорания! Которые, по задумке инженеров, должны были уметь работать на ракетном топливе. Предполагалось также широкое использование солнечных батарей. На более позднем этапе предусматривалось использование ядерных реакторов и радиоизотопных генераторов (РИТЭГов).

Лунная машина

Основным рабочим инструментом, и одновременно средством перемещения по поверхности Луны должна была стать лунная инженерная машина (ЛИМ). Она должна была быть герметична. И вмещать одного человека.

Поверхности Луны эта машина должна была достигать с помощью спускаемой ступени. Ее основное предназначение — производство строительных работ. В состав инструментов луномобиля должны были входить ковш и два роботизированных манипулятора. Четырехколесный лунный автомобиль должен был иметь длину 3,3 метра, высоту 2,8 метра и массу в три тонны. Предполагалось, что он может быть соединен с другим ЛИМ, или с другими модулями на такой же базе. Это позволило бы обеспечить возможность перемещения из точки в точку всей команды строителей лунной базы.

В качестве двигательной установки лунной машины предполагалось использование двух четырехцилиндровых двигателей внутреннего сгорания, работающих на ракетном топливе, по одному на каждую ось. Ось передних колес могла вращаться независимо от оси задних колес.

лунный инженерный модуль с солнечными батареями
Еще один вариант ЛИМ, в данном случае с солнечными батареями.

колесо Лунного инженерного модуля
Колесо ЛИМ.

Жилой отсек

Предполагалось, что лунная база будет состоять из нескольких модулей. Инженеры Мишина изучали самые различные конструкции. Самой простой из них был так называемый ЖОЛС (Жилой Отсек Лунной Станции) длиной 10 и диаметром 5,5 метров. Его можно было бы покрыть лунным реголитом, чтобы уменьшить радиационное воздействие. И, даже, частично расположить под поверхностью. В этом случае ЛИМ должен был отвечать за покрытие модулей реголитом.

жилой лунный модуль СССР
Жилой модуль лунной станции СССР.

Интересно, если бы история пошла по другому сценарию, смогли бы советские инженеры реализовать все эти задумки?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Поделитесь с друзьями!
  • 1
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Оставьте комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: