Программа Аполлон. Техническое совершенство?

программа Аполлон неисправности

«Шесть раз из семи они успешно высадились на Луне? Ха-ха три раза! Наши вон просто высадится не смогли, а эти шесть раз!». Епифан, помощник урядника.

Иногда ко мне в трамвае подсаживаются люди, которые представляются как теоретики лунного заговора. Несколько раз оглянувшись по сторонам, и подняв свои воротники, с умным, как им кажется, лицом, они начинают шептать эти энтузиасты, что просто математически невозможно, чтобы 6 из 7 высадок на Луну произошли идеально и без каких-либо происшествий! Даже незначительных! Ведь на самом деле, продолжают эти граждане, природа всегда создаёт какие-то ошибки. И если что-то может пойти не так, то это произойдёт! И в самый неподходящий момент! А если во время таких сложных космических полётов никто не погиб, то их вообще нельзя считать реальными, эти полёты!

Вот такая вот странная логика.

И тогда я, достав из авоськи яблоко, вытерев его носовым платком, предложив его отведать из вежливости собеседнику, откусив, начинаю рассказывать, что в действительности всё обстояло совсем иначе. И что миссии Аполлон, на самом деле, преследовали многочисленные технические проблемы, некоторые из которых поставили под угрозу жизни астронавтов и даже их шансы на высадку на Луну. И очень часто изменяли их продолжительность и ход выполнения.

Но давайте по порядку.

Аполлон-1

Начнём с широко обсуждаемой миссии Аполлон-1. Которая, согласно утверждениям сторонников теории заговора, должна была стать неким испытательным полигоном для фальсификации всей программы.

НАСА полным ходом разрабатывало (с нуля) средства достижения Луны. И вдруг американские спецслужбы сообщили, что СССР тоже готовит лунную миссию. И функционеры агентства начали часто необоснованно, вопреки мнению инженеров, ускорять выполнение программы. При этом часто игнорируя (к сожалению, это правда) важные вопросы, такие, например, как безопасность экипажа.

Именно по этой причине 27 января 1967 года, во время вполне штатного испытания на стартовой площадке, трое астронавтов Уайт, Чаффи и Гриссом погибли в страшном пожаре. После этого ужасного происшествия инженерам НАСА пришлось полностью перепроектировать пилотируемую капсулу Аполлонов, которая впоследствии испытывалась на околоземной орбите во время первого пилотируемого полета космического корабля Аполлон-7.

Последняя, ​​вопреки мнению сторонников теории заговора, была, пожалуй, единственной миссией, которая правильно отработана на всех её этапах. И это понятно, учитывая особенное тщательное внимание, с которым она была разработана для предотвращения каких-либо катастрофических ситуаций.

В ходе выполнения полётов миссий от Аполлона-4 до Аполлона-7 НАСА тестировало оборудование с экипажем и без него, отрабатывало все манёвры, которые необходимо будет выполнить при полёте на Луну и возвращении на Землю для того, чтобы гарантированно убедиться: всё оборудование проверено. И не имеет никаких технических проблем, которые могли бы привести к потере корабля или его экипажа.

капсула аполлон-1
Сгоревшая изнутри капсула корабля Аполлон-1. Из открытых источников.

Аполлон-8

Эта была ещё одна миссия, сверхускоренная под давлением американского правительства. Которое было очень обеспокоено советскими научными разработками и задержками в разработке лунного модуля (ЛМ). Последние были вызваны бесчисленными техническими проблемами, существовавшими в строительных мастерских «Grumman Aerospace Corporation». Нужно было срочно что-то делать. И речь шла даже о разрыве контракта с разработчиком ЛМ. Однако было понятно, что назад пути уже нет, и нужно использовать то, что имеется. Новый подрядчик просто ничего не успеет. СССР будет на Луне первым.

Именно по этой причине астронавты Ловелл, Борман и Андерс были в ускоренном порядке запущены к Луне на Рождество 1968 года. С использованием командно-служебного модуля, испытанного всего два месяца назад в ходе полёта корабля Аполлон-7, и имеющего так толком и не устранённые замечания.

Однако совершить облёт Луны удалось. И вполне успешно. В ходе этого полёта астронавты доказали, что выход на лунную орбиту вполне реален, и отработали все этапы возвращения на Землю.

Ракета Сатурн-5 впервые была испытана с людьми на борту. Однако были обнаружены некоторые проблемы с её стабилизацией во время полета. Что, однако, не поставило под угрозу успех миссии.

Экипаж Аполлон-8
Экипаж космического корабля Аполлон-8. Фото НАСА.

Аполлон-9

В ходе выполнения этой миссии ЛМ испытывался на околоземной орбите. Астронавты провели отработку всех этапов орбитальных манёвров, необходимых для спуска и возвращения с Луны. В целом миссия прошла успешно, если бы не несколько весьма досадных нюансов. Один из них был таким: астронавт Швейкарт страдал от тошноты и рвоты на протяжении всего времени полёта, что не позволило полностью отработать некоторые операции с участием лунного модуля.

отработка манёвров Аполлон-9
Состыкованные ЛМ и КСМ (командно-служебный модуль) на околоземной орбите. Фото НАСА.

Аполлон-10

Эта миссия отправилась к Луне с целью отработки спуска на её поверхность и спасательных манёвров командно-служебного модуля до высоты 15 км.

Аполлон-10 стал первой миссией, в ходе которой экипаж ЛМ серьёзно рисковал погибнуть! Фактически, по плану, в нескольких километрах от поверхности Луны астронавты должны были выгрузить спускаемый аппарат (тот, что с четырьмя золотыми ножками), для его последующей стыковки с командным модулем, спустившимся на эту высоту с целью имитации спасательной операции из-за выхода из строя ЛМ.

Однако один переключатель, случайно оставленный астронавтами в неправильном положении, вызвал сильнейшую тряску ЛМ, что могло привести к его падению на Луну. И только благодаря хладнокровию Стаффорда и Сернана (которые были готовы к любым чрезвычайным ситуациям, поскольку являлись военными лётчиками-испытателями), взлётный модуль сумел отделиться от спускаемого модуля, и экипажу чудом удалось спастись.

экипаж Аполлон-10
Экипаж миссии Аполлон-10. Фото НАСА.

Аполлон-11

В ходе выполнения этой миссии произошли, пожалуй, самые серьёзные аварии за всю программу.

Началось всё так: когда астронавты приступили к спуску на поверхность Луны, Армстронг сообщил Олдрину, что визуальные ориентиры, которые они должны были увидеть за иллюминаторами, в установленное время не появились. А позже ЦУП подтвердил неисправность посадочного радара, который вышел из строя из-за неисправности электрооборудования.

Ситуация была очень серьёзной, и едва не привела к сворачиванию миссии. Однако топлива в спускаемом модуле ЛМ оставалось уже сало, и его хватало только на попытку приземления. И деваться было некуда. Нужно было садиться.

Запланированная точка посадки осталась далеко позади, и астронавты направлялись к неизвестной местности, полной камней и кратеров. Но как будто этого было недостаточно, компьютер управления вдруг вышел из строя, сообщив, что отказывается выполнять некоторые команды, необходимые для проведения посадки. И тогда Нил Армстронг взял на себя управление ЛМ, имея всего 2% топлива. И ему удалось аккуратно посадить машину на поверхность Луны. На краю глубокого кратера.

Нужно также отметить, что два астронавта в течение примерно 15 минут пытались, прямо в ходе прямой телетрансляции, водрузить американский флаг, который никак не хотел «втыкаться» в грунт, поскольку тот был очень твёрд, и имел, как выяснилось позже, лавовое происхождение.

Но в конце концов им каким-то чудом удалось сделать это. В аккурат перед тем, как их связали с президентом Никсоном.

Но приключения продолжились. И когда пришло время покидать Луну, Олдрин внезапно установил, что ракетный двигатель, который должен был вернуть их на орбиту и, следовательно, домой, вышел из строя из-за неполадки в электрической системе.

Оказалось, что магнитотермический выключатель двигателя подъёмной ступени неисправен, что не позволяет привести в действие гидросистемы и, как следствие, открыть топливные клапаны для запуска двигателя. Короче говоря, взлёт с Луны оказался невозможен.

Поскольку запасы кислорода и электрической энергии ЛМ были небезграничны, два астронавта в течение нескольких часов лихорадочно работали, чтобы восстановить исправность взлётной ступени и не остаться на Луне навсегда.

И им повезло. Решение было найдено.

Но вишенкой на торте было не это. А то, что когда Олдрин и Армстронг, прибыли на Землю, и вышли из лунного карантина, они, не мудрствуя лукаво, заявили журналистам, что из-за включения взлётной ступени ЛМ американский флаг упал. Поскольку установлен он был на поверхности Луны очень неудачно.

И этот факт был очень неоднозначно воспринят американским обществом в символическом смысле.

Астронавты Аполлон-11 в студии
Базз Олдрин и Нил Армстронг работают на поверхности Луны. Фото НАСА.

Аполлон-12

В ходе выполнения этой миссии должна была решена проблема с посадкой на Луну, с которой столкнулся Аполлон-11.

Однако и здесь было много разных неприятных моментов.

Через несколько минут после старта, который состоялся в грозу, Конрад сообщил в ЦУП, что чувствует сильнейшую вибрацию в ракете (которая в этот момент работала на максимуме тяги). Все электрические системы Аполлона по необъяснимым причинам вдруг перестали работать. (В Сатурн-5 дважды ударила молния. Однако это выяснилось позже).

Ракета, на полном ходу поднимавшаяся в атмосферу, могла в любой момент полететь куда ей вздумается. И астронавты ничего не смогли бы с этим сделать. И, вероятно, через несколько минут они просто упали бы в Атлантический океан.

И только благодаря команде, поданной с Земли (по совету одного из инженеров Центра управления в Хьюстоне), удалось перезагрузить компьютер командного модуля и перезапустить электрические системы и навигацию.

Через четверо суток лунный модуль спустился на Луну. И если бы не огромное количество технических проблем, «Аполлон-12» стал бы идеальной миссией!

Одним из отрицательных рекордов был такой: в ходе выполнения миссии Аполлон-12 было сделано наименьшее количество фотографий и видео за всю историю программы.

Так получилось по той причине, что один из двух фотоаппаратов Hasselblad-500EL, которые были у астронавтов, сломался буквально через несколько минут после их выхода на Луну. Камера перестала работать как раз в тот момент, когда она должна была снимать развёртывание американского флага на лунном грунте. Кстати, некоторые камни, привезённые с Луны в ходе этой миссии, массой 13 кг, были розданы для изучения в количестве 1620 образов лабораториям по всему миру.

Астронавты Аполлон-12
Астронавты миссии Аполлон-12 трудятся на Луне. Фото НАСА.

Аполлон-13

Эта миссия, как мы все знаем, так и не побывала на Луне из-за взрыва, произошедшего на борту. Он был вызван электрическим сбоем в кислородном баллоне №2 служебного модуля (короткое замыкание). Это происшествие произошло в 300 000 километрах от Земли. И астронавты реально могли погибнуть! Им удалось обогнуть Луну, но неудачи продолжались, поскольку на этапе запуска одного из двигателей J2 второй ступени ракеты Сатурн-5, через несколько секунд после зажигания, по необъяснимым причинам он перестал работать. Это привело к уменьшению тяги, которая должна была вывести Аполлон-13 на стабильную околоземную орбиту.

Из центра управления полётом в Хьюстоне компьютеру наведения было дано указание особым образом толкать ракету до полного опустошения баков 2-й ступени. (Очень упрощённо). Это было сделано для того, чтобы компенсировать потерю и избежать вывода космического корабля на баллистическую орбиту, из-за которой он мог бы упасть на Землю где-то в районе Южной Африки.

кадр из фильма Аполлон-13
Астронавты миссии Аполлон-13 готовятся к съёмках в фильме. Из открытых источников.

Аполлон-14

Эта миссия была запущена с соблюдением всех необходимых мер безопасности для предотвращения катастроф, грозивших гибелью предыдущему экипажу. Астронавты отправились на Луну почти через год после случая с Аполлоном-13. И они тоже имели все шансы до Луны не долететь.

Произошло вот что: во время процедуры перестроения отсеков (этап, на котором командно-служебный модуль извлекает лунный модуль из третьей ступени ракеты Сатурн-5) оказалось, что стыковочные устройства замёрзли из-за попадания в них дождевой воды во время штормов в дни, предшествовавшие запуску.

Лишь после бесчисленных попыток (и почти после принятия решения о прекращении миссии) астронавтам удалось принудительно «проткнуть» стыковочный узел, и в итоге успешно спуститься на Луну. Однако при этом, как и в случае с Аполлоном-11, посадочный радар вышел из строя. Поэтому астронавтам пришлось полагаться на свои инстинкты пилотов. Они испытывали при этом тревогу и настоящий ужас от возможности столкнуться с какую-нибудь горной вершиной, не обнаруженной из-за вышедшего из строя посадочного радара.

Во всему прочему спуск на Луну был осложнён необъяснимыми нарушениями в работе компьютера ЛМ, который вдруг начал перезапускаться без всякой причины, создавая риск внезапного включения программы прерывания спуска, с неизвестно какими орбитальными последствиями.

По совету Хьюстона астронавты отключили программу прерывания, просто щёлкнув выключателем. Это позволило им без дальнейших затруднений высадиться на Луну.

Во время исследования лунной поверхности астронавтам впервые было предложено отойти на несколько сотен метров от ЛМ, и попытаться достичь края кратера «Конус». Однако это оказалось не очень хорошей идеей. Потому что чрезмерный наклон склона кратера вызвал сильную физическую нагрузку и одышку у астронавтов, и им было приказано остановиться и вернуться назад.

Позже выяснилось, что, когда астронавты разочарованно вернулись, они были всего в 30 метрах от цели.

Астронавты Аполлона-14 были первыми, кто испытал типичные признаки дезориентации из-за чужеродности лунной поверхности. На самом деле, похоже, они не дошли до кратера «Конус» только лишь потому, что двигались параллельно его краю, убеждённые в том, что идут в абсолютно правильном направлении.

Позже выяснилось, что во всём виноват лунный горизонт, расположенный слишком близко к поверхности. Именно он ввёл в заблуждение астронавтов.

астронавты миссии аполлон-14 тренируются
Астронавты миссии Аполлон-14 готовятся установить флаг США на Луне. Из открытых источников.

Аполлон-15

Эта миссия должна была возродить техническую гордость американцев. Тех из них, кто был расстроен предыдущими неудачами.

Всё шло хорошо до тех пор, пока Дэвид Скотт в ходе посадки не «припарковал» ЛМ таким образом, что одна его опора оказалась внутри небольшой ямы. Эта ошибка поставила под угрозу возможность взлётной ступени ЛМ стартовать правильным образом для стыковки с командно-служебным модулем на орбите.

Если бы она стартовала со слишком большим наклоном, то существовал риск оказать на неправильной траектории, и в итоге «потеряться» в космическом пространстве навсегда.

К счастью, всё обошлось.

астронавты Аполлон-15
Астронавты миссии «Аполлон-15» позируют на Луне на фоне ЛМ. Фото НАСА.

Аполлон-16

Эта миссия вернулась с Луны с самыми неоднозначными фотографиями за всю программу. Дело в том, что по до сих пор неизвестной причине в камеру Джона Янга попала пыль, которая повредила объектив, непоправимо испортив все сделанные астронавтом снимки. А ещё тот же самый Джон Янг, буквально охваченный бешеной лунной активностью, случайно порвал силовой кабель прибора ALSEP (стоимостью десятки тысяч долларов), необходимого для измерения внутреннего теплового потока, исходящего от Луны. В результате чего вывел его из строя, значительно ограничив количество информации, которую можно было получить о внутренней геологической структуре нашего спутника.

Аполлон-16 астронавты отдых
В редкие минуты отдыха на Луне. Аполлон-16. Фото НАСА.

Аполлон-17

Эта миссия имела успех на всех фронтах! И это совсем неудивительно, поскольку технические специалисты извлекли уроки из предыдущих ошибок.

Однако там тоже был один интересный момент. Когда миссия подходила к концу, солнечные коронографы НАСА, входящие в состав группы приборов наблюдения за Солнцем SPAN (Solar Particle Alert Network), размещённой на Земле, зафиксировали внезапную солнечную вспышку, которая выбросила в космос, в сторону Земли, огромное облако частиц, смертельных для человека.

Астронавты, предупреждённые об этой проблеме, к счастью, уже успели вернуться в пределы поясов Ван Аллена, прежде чем опасное облако достигло Земли. Но если бы это событие произошло на пути к Луне, миссию пришлось бы прервать.

Дело в том, что извержение солнечных частиц распространяется в космосе не со скоростью света, а с гораздо медленнее. Именно это обстоятельство убедило НАСА в осуществимости программы Аполлон. Ведь струе солнечной материи, обнаруженной системой активного наблюдения, требуется несколько суток, чтобы преодолеть 150 миллионов километров, отделяющих Землю от Солнца. Поэтому, учитывая наличие определённого запаса времени, все Аполлоны с полной уверенностью в успехе летели к поверхности Луны.

Итак, подведём итог. Как вы можете видеть, утверждение, что все лунные миссии Аполлон прошли идеально, является глубочайшим заблуждением.

Всем добра.

Аполлон-17 снимок астронавты
Астронавты миссии Аполлон-17 на Луне. Это фото вызывает подозрение у теоретиков заговора, что оно сделано на Земле, и является очевидной подделкой. Из открытых источников.
Живой Космос
Оставьте комментарий!