Сегодня я хотел бы поговорить с вами о ракетопланах, уважаемые читатели. Что такое современный ракетоплан? Самолёт, который способен годами без дозаправки, меняя орбиты, находиться в космосе, или крылатая ракета с возможностью горизонтальной аэродинамической посадки на аэродром?
Все мы с вами слышали о знаменитой программе NASA Space Shuttle, осуществлявшейся компанией North American Rockwell с 1969-го по 2011-й год. Эта крупнейшая мировая космическая программа принесла человечеству не только немало удивительных достижений и позволила сделать множество открытий но и, к сожалению, две ужасные трагедии. В ходе её выполнения было осуществлено суммарно сто тридцать три успешных полёта, выведено в космос более тысячи шестисот тонн грузов, включая дальний космос, на орбите побывали триста пятьдесят пять астронавтов и космонавтов. И это далеко неполные итоги реализованной программы и значительный успех в освоении космоса человечеством.
Но знаете ли вы, как всё начиналось? И кто стоял у истоков создания многоразовых пилотируемых космических ракетопланов?

Ракетопланы: как всё начиналось
Программа по созданию ракетоплана под индексом «МХ-524» была инициирована Национальным Консультативным Комитетом по Аэронавтике NACA (не путать с NASA), компанией Bell Aircraft и ВВС США в далёком 1943-м году. И уже 19-го января 1946-го года первый в истории ракетоплан Bell X-1 (названный его пилотом, человеком удивительной судьбы, Чаком Йегером в честь своей супруги «Гламурная Гленнис») совершил свой первый испытательный, но ещё не космический полёт. И этот же ракетоплан был первым искусственным рукотворным объектом в истории человечества, достигшим сверхзвуковой скорости 14-го октября 1947-го года.
С этим достижением связан один забавный эпизод. Первый человек в истории, преодолевший звуковой барьер, Чак Йегер, накануне своего рекордного полёта упал с лошади и сломал два ребра, но скрыл этот факт от руководителя полётов, и тайком обратился к ветеринару за помощью. Ветеринар наложил лётчику фиксирующую повязку, но это не помогло. В день полёта Йегер от боли не смог самостоятельно залезть в кабину, и ему помогли техники. Пилот также не сумел самостоятельно закрыть гермолюк своего ракетоплана, поэтому один из техников быстро сделал ему специальный рычаг для этого из рукоятки метлы. Полёт завершился триумфом Чака Йегера. Его ракетоплан достиг скорости свыше 1 Маха!

Кстати, точно также «Glamorous Glennis» назывался самолёт Чака Йегера P-51 Mustang во время второй мировой войны, когда он служил в Королевских ВВС Великобритании, где проявил себя настоящим асом. Однажды он стал «пилотом дня», уничтожив за один боевой вылет пять самолётов Люфтваффе. И ещё Чак Йегер стал одним из первых военных лётчиков в истории второй мировой войны, которым удалось сбить первый в мире немецкий реактивный истребитель Messerschmitt Me-262. Сам Йегер очень удивился этой победе, и так прокомментировал это событие: «Когда я впервые в жизни увидел реактивный самолёт – я его сбил».
Карьера Чака Йегера как пилота ВВС США продолжалась почти 60 лет! Об истории преодоления звукового барьера и о жизни этого удивительного человека был снят фильм «Парни что надо», получивший в 1984-м году четыре Оскара. Он был первым в мировой истории пилотом, испытавшим и преодолевшим инерционное сцепление при быстром наборе скорости до 2-х Махов. И только уникальные навыки Йегера как пилота экстра-класса предотвратили катастрофу. Позже несколько пилотов погибнут при аналогичных обстоятельствах, испытывая скоростные ракетопланы.
Через шестьдесят пять лет после первого преодоления звукового барьера, в возрасте 89-и лет Чак Йегер повторил своё достижение, совершив сверхзвуковой полёт в качестве второго пилота на всепогодном истребителе McDonnell Douglas F-15! Старт состоялся с базы ВВС США Неллис.
Но что-то мы немного отвлеклись. Итак, продолжим.
В дальнейшем по программе МХ-524 были построены новые модели ракетопланов X-1 для отработки техники управления в сверхзвуковом полёте, такие как Х-1А, В, С, D, Е, на которых продолжились исследования условий полёта, и ставились новые рекорды скорости и высоты полёта.

Быстрее, выше, сильнее!
Получив бесценный опыт эксплуатации ракетопланов модели Х-1, компания «Bell Aircraft» приступила к проектированию нового ракетоплана под индексом Х-2 для проведения термодинамических испытаний на сверхзвуковых скоростях в 3 Маха. Расчётная максимальная высота полёта Х-2 равнялась 60-и километрам, и это тоже был пока ещё не космос. И в 1952-м году был создан первый опытный образец Х-2.
На Х-2 использовался новый жидкостный ракетный двигатель XLR-25CW с восемью рабочими камерами, разработанный компанией «CurtissWright», максимальная тяга которого составляла 7250 килограммов. Подача топлива и окислителя (этиловый спирт и жидкий кислород) осуществлялась специальными насосами, а двигатель был оборудован аппаратурой для выключения, повторного запуска и регулирования тяги в полете. Ракетоплан Х-2 был предназначен для продолжения отработки техники пилотирования на сверхзвуковых скоростях и для испытаний новой надёжной и безопасной аппаратуры катапультирования пилота в случае аварии.

И хотя этому ракетоплану принадлежат несколько рекордов высоты и дальности полёта, он также, как и его предшественник Х-1, не способен был пересечь линию фон Кармана и достичь космического пространства.
Далее, на этапе обострения «холодной войны», продолжением истории создания космических ракетопланов стала американская программа создания пилотируемого космического перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20 Dyna-Soar, по которой не состоялись практические запуски и программа была закрыта на этапе проектирования, после создания нескольких испытательных макетов.

Венцом программы Х по созданию космического ракетоплана стал главный герой нашего сегодняшнего повествования многоразовый космический ракетоплан North American X-15, впервые пересёкший линию фон Кармана и достигший космоса 19-го июля 1963-го года. Непосредственными задачами темы X-15 были исследования для проекта пилотируемого суборбитального гиперзвукового бомбардировщика X-20 Dyna Soar. В них входили: изучение полета крылатого аппарата на гиперзвуковых скоростях, на границе и вне пределов атмосферы, испытания теплозащиты, ручного управления в верхних слоях атмосферы и управляемой посадки.

В разработке и производстве X-15 участвовали более трёхсот американских компаний. Специальный Центр управления полётами был оборудован на авиабазе ВВС США «Эдвардс». В наземном обслуживании аппаратов участвовало более ста человек. Ракетоплан использовал воздушный старт с бомбардировщика-носителя Boeing B-52 Stratofortress, который был специально модернизирован для этой цели. Таких самолётов было создано два, и они получили наименования Boeing NB-52A и NB-52B соответственно. Горизонтальную посадку в аэродинамическом режиме Х-15 осуществлял на посадочную полосу, организованную на поверхности соляного озера с использованием передней стойки шасси и двух задних лыж.

Проект по созданию ракетоплана Х-15 был утвержден в 1954-м году. Первый аппарат выкатили из цеха завода в октябре 1958-го года и свой первый полёт он совершил 8-го июня 1959-го года. За время испытаний и эксплуатации с 1959-го по 1968-й год ракетопланы Х-15 совершили всего 199 полётов, включая и космические, и установили множество рекордов высоты и скорости для крылатых летательных аппаратов, два из которых остаются непревзойдёнными: по высоте 107 960 метров и скорости 7274 км/ч, что составляет 2,020 километра в секунду!

Согласно правилам NASA граница космоса проходит на высоте 80-и километров, и в США считают, что ракетопланы серии Х-15 совершили тринадцать космических полётов, первый из которых на высоту 95 936 метров был совершён пилотом Робертом Уайтом 17-го июля 1962-го года. Согласно же правилам FAI ракетопланы Х-15 совершили всего два суборбитальных космических полёта, первый из которых состоялся 19-го июля 1963-го года, когда под управлением пилота Джозефа Уокера ракетоплан достиг высоты 106 009 метров над поверхностью земли. Нил Армстронг – первый человек, ступивший на поверхность Луны, был одним из пилотов первого X-15 и совершил на нём семь полётов.

Space Shuttle и Х-37В
В 1968-м году программа многоразовых космических ракетопланов Х-15 была завершена, но она не канула в лету. Результаты испытаний, полученный опыт, технологии создания ракетопланов серии Х в этом же году дали старт известной программе NASA Space Shuttle, а имена отважных пилотов остались в истории.

Программа Space Shuttle была завершена 31-го августа 2011-го года, но это не означало завершения эпохи ракетопланов. Программу создания и использования ракетопланов продолжило Агентство Перспективных Оборонных Исследовательских Проектов США – DARPA, которое совместно с компанией Boeing создало по программе Orbital Test Vehicle новый космический ракетоплан Х-37В.

Х-37В – это беспилотный космический ракетоплан, который изначально выводился на орбиту ракетой-носителем Atlas V, а сейчас это уже делает и ракета Falcon 9. Посадку космический аппарат осуществляет на аэродром в режиме самолёта. Это удивительное изделие способно находиться в космосе, меняя орбиты и свободно перемещаясь, по нескольку лет без дозаправки.
В свой первый полёт этот космический аппарат отправился 22-го апреля 2010-го года, и провел в космосе 224 дня! В своём недавно завершившемся шестом полёте Х-37-В провёл на орбите (орбитах) 908 суток. Проект засекречен, его цели и выводимые на орбиту грузы не разглашаются. Известно только, что ракетоплан способен выводить на орбиту спутники до тонны весом и развивать скорость до 28 200 километров в час. Сколько подобных космических аппаратов создано на сегодняшний день никто не знает, но точно не менее двух. Могут ли такие изделия находится сейчас на орбите? Думаю, что могут.
А что об этом таинственном ракетоплане думаете вы, уважаемые читатели ?
