«Сатурн-V». Машина, обогнавшая время

Сатурн-V

Лунная ракета. Так иногда называли «Сатурн-V», сложнейшую машину, разработанную для реализации программы «Аполлон». Она имела огромные размеры. И несомненно опередила своё время. Её мощность до сих пор никем не превзойдена.

В этой статье мы кратко рассмотрим историю легендарной ракеты, и вспомним некоторые технические детали.

Итак, поехали.

В 50-е годы прошлого века история эволюции ракет была тесно связана с ядерным оружием, которое они должны были доставить на голову ненавистному врагу. Поскольку американские технологии позволяли производить относительно лёгкие ядерные боеголовки, ракеты, используемые для их запуска, были не очень мощными и совершенно неспособными вывести на орбиту такую ​​полезную нагрузку, как космический корабль или спутник.

Находившийся по другую сторону баррикад Советский Союз в отношении ядерного оружия был менее технологичен. Ядерные бомбы производства СССР были более массивны, чем американское (при равной мощности). Поэтому советским инженерам приходилось изобретать мощные ракеты.

Именно по этой причине в начале космической гонки американцы оказались в роли отстающих.

Вернер фон Браун был одним из первых, кто осознал, что ситуация ой какая нехорошая. Он позвал военных в курилку, где сообщил, что СССР уходит вперёд в космических разработках. Военные прониклись озабоченностью бывшего штурмбанфюрера СС, и похлопав его по плечу, выдали чемодан денег (старых имперских марок), чтобы немец приступил к разработке мощной ракеты (шутка).

Вернер думал недолго. И решил начать с модификации ракеты «Юпитер» (тоже разработанной им по поручению армейских чинов), чтобы попытаться догнать по характеристикам советские ракеты-носители. Но в итоге оказалось, что как ни крути, и какие мантры не читай, «Юпитер» допилить напильником до «Р-7» никак не выйдет. Военные покачали головами, и выгнали фон Брауна из своих структур.

Именно так родился проект «Сатурн». Новая ракета получила жизнь после того, как фон Браун и его группа перешли на работу в НАСА. В недавно созданном американском космическом агентстве фон Браун руководил Центром космических полётов имени Маршалла (MSFC), расположенном в Хантсвилле, штат Алабама (не путать с Бараком Обамой!).

ракета Юритер
PGM-19 Jupiter. Из открытых источников

Когда Кеннеди поставил перед Америкой амбициозную цель отправить человека на Луну до конца десятилетия, ни одна из используемых ракет даже отдалённо не была способна удовлетворить все требования для такой экспедиции.

Фон Браун и его группа в ходе работ, проводимых в рамках проекта «Сатурн», спроектировали целое семейство ракет. Из которых в итоге только три были фактически построены и использованы для проекта «Аполлон».

Первой из них была «С-1», которая позже стала «Сатурном-I». Она имела 8 двигателей Н-1 на первой ступени, 6 двигателей RL-10 на второй, и 2 двигателя RL-10А-1 на третьей. Эта ракета была успешно испытана десятью пусками. Масса полезной нагрузки, которую это изделие было способно выводить на низкую околоземную орбиту (НОО), достигала 10 тонн.

Развитием «Сатурн-I» стала ракета «Сатурн-IB». Она имела две ступени (8 двигателей H-1B на первой ступени и 1 двигатель J-2 на второй ступени). Эта ракета использовалась для осуществления первых полётов по проекту «Аполлон», вплоть до «Аполлона-7» включительно. Машина могла выводить на НОО уже 18 тонн полезной нагрузки.

Позже была спроектирована ракета «C-2», но от неё сразу же отказались в пользу «C-3» (оснащаемую, по задумке, двумя двигателями F-1 на первой ступени, четырьмя двигателями J-2 на второй. Третьей ступенью была S-IV).

Конфигурация получалась очень мощная. И первоначально НАСА рассматривало возможность использования «C-3» для полёта на Луну, в ходе которого происходило бы сборка лунного пилотируемого корабля на околоземной орбите. Для того, чтобы вывести на орбиту всё необходимое для одной лунной экспедиции, потребовалось бы 4 или 5 запусков.

Но не всех этот вариант устраивал. И инженеры приступили к проектированию ещё более крупного монстра: ракеты «C-4». У неё должны были на первой ступени быть установлены четыре двигателя F-1. Используя «С-4», можно было вывести на НОО компоненты лунного корабля за два пуска.

Однако «С-3» и «С-4» в космос никогда не летали.

10 января 1962 года НАСА объявило о своих планах построить ракету «C-5». Эта трёхступенчатая ракета должна была быть ещё крупнее и мощнее, чем «С-4»: её первая ступень оснащалась пятью двигателями F-1, вторая — пятью двигателями J-2, а в качестве третьей ступени использовалась S-IVB.

В НАСА решили, что «C-5» должна быть испытана по системе «все включено». То есть не путём отдельных испытаний отдельных элементов, а сразу же всё вместе. Таким образом, если всё пойдёт хорошо, сроки испытаний и сертификации «С-5» для пилотируемого полёта можно было сильно сократить.

«C-5» была утверждена в качестве окончательного выбора для лунной программы «Аполлон» в начале 1963 года.

Название семейства ракет в конечном итоге было изменено: «C-1B» стала «Сатурн-IB», а «C-5» стала «Сатурн-V».

Сатурн-V на старте.
Сатурн-V на старте. Из открытых источников.

Боинг, космическое подразделение North American Aviation Inc. и Douglas Aircraft Company были компаниями, которые произвели первую, вторую и третью ступени «Сатурн-V» соответственно.

«Сатурн-V» после сборки и установки модулей КК «Аполлон» транспортировался на стартовую площадку на гигантском полугусеничном транспортном средстве.

С КК «Аполлон», расположенном наверху ракеты, «Сатурн-5» имела высоту 111 м, и диаметр 10 м (без стабилизаторов на первой ступени). Полностью заправленная она имела общую массу 2 900 тонн, и была способна выводить на (НОО) 118 000 кг полезной нагрузки.

Первым испытательным полётом полноценной ракеты «Сатурн-V» стала миссия «Аполлон-4», стартовавшая 4 ноября 1967 г. Этот беспилотный испытательный полет, который был признан полностью успешным.

«Сатурн-5» летала в космос 13 раз (12 «Аполлон» + 1 «Скайлэб»).

Все запуски ракеты прошли штатно.

Всем добра.

Живой Космос
Оставьте комментарий!