Забытые гигантские советские ракеты

советские ракеты

23 ноября 1972 года, то есть чуть больше, чем полвека назад, огромная советская лунная ракета Н-1 стартовала в четвёртый и последний раз с площадки 110 космодрома Байконур. Три предыдущих запуска закончились неудачей. Но на этот раз все инженеры и техники ЦКБЭМ, бывшего ОКБ-1 Сергея Королева, возглавляемого на тот момент Василием Мишиным, надеялись, что гигантская ракета всё-таки доберётся до орбиты.

К сожалению, через 107 секунд после старта взорвался турбонасос жидкого кислорода двигателя НК-15 № 4 первой ступени. И вскоре после этого ракета начала распадаться в воздухе. Ракета Н-1 № 7Л разрушилась всего за семь секунд до отделения первой ступени. Авария уничтожила не только пусковую установку Н-1 № 7Л, но и всю лунную программу Н1-Л3.

Конец лунной программы СССР

Все работы по лунной программе СССР были строго засекречены. В отличие от подобных, проводимых США. И после досадной неудачи советское руководство приняло решение о реструктуризации космической программы страны в целом. В мае 1974 года Мишин был отправлен в отставку. А ЦКБЭМ объединилось с одним из управлений НПО «Энергомаш». В ходе этого слияния появился советский аэрокосмический гигант НПО «Энергия».

Новым главным инженером организации стал Валентин Петрович Глушко, который в июне 1974 года остановил все работы по теме Н1-Л3. А также отменил будущую перспективную лунную программу Л3М и разработку гигантской космической станции ​​МОК.

гигантские ракеты
1974 Комплекс «Подъем» с ракетами РЛА-120, РЛА-130, РЛА-135, РЛА-140 и РЛА-150. (РГАНТД/Ник Стивенс).

Следующим решением Глушко стала разработка нового семейства тяжёлых ракет под общим названием РЛА (Ракетные летательные аппараты). Это новое семейство ракет должно было оснащаться мощными двигателями нового поколения, работающими на керосине, разработанными инженерами «Энергомаша».

Решение Глушко было парадоксально. Поскольку ранее он лично отказался от разработки двигателей подобного типа для королёвской ракеты Н-1. Именно по этой причине Королёв был вынужден прибегнуть к помощи ОКБ-276 Николая Кузнецова, которое и разработало двигатель НК-15 для лунной ракеты. Но фактически раскол между Королёвым и Глушко по двигателям начался гораздо раньше. Ещё в процессе разработки ракет Р-9 и ГР-1. Или даже ещё раньше. Некоторые рассекреченные документы о работах по теме Р-7 говорят, что между конструкторами были разногласия в процессе работы и над этим изделием.

Лунная ракета Н1. (РГАНТД/А. Шлядинский).

Секретные советские ракеты

Но как бы то ни было, очевидно одно – о семействе ракет РЛА до последнего времени практически ничего не было известно. В основном из-за того, что прожила эта программа совсем недолго. Фактически, сразу после её запуска советское правительство распорядилось, чтобы все усилия НПО «Энергия» были сосредоточены на разработке системы, аналогичной американскому космическому челноку.

Эта программа, которая впоследствии стала известна как «Буран», привела к созданию гигантской ракеты «Энергия», апофеозу космических технологий, разработанных в СССР.

Переходный период между Н-1 и программой «Энергия-Буран» до сих пор был практически неизвестен. Однако недавно Российский государственный архив научно-технической документации (РГАНТД) рассекретил некоторые документы того времени. И они позволили проанализировать этот забытый период.

Этот документ является техническим предложением от 19 октября 1974 г., в котором представлен космический стартовый комплекс «Подъем». Советское руководство, учитывая возможное военное применение американского шаттла, хотело, чтобы «Подъем» включал в себя несколько многоразовых ракет РЛА и космический корабль многоразового использования.

РЛА-120
Ракета РЛА-120. (РГАНТД/Ник Стивенс).

Предлагаемое семейство РЛА должно было состоять в основном из трёх ракет: РЛА-120, способной выводить от 30 до 35 тонн полезной нагрузки на низкую опорную орбиту (НОО), РЛА-135, способной вывести 100 тонн и космический шаттл, и РЛА-150 или «Вулкан», грузоподъёмностью от 170 до 250 тонн на НОО.

В недавно рассекреченном документе можно увидеть, что в состав комплекса «Подъем» входила ещё и ракета РЛА-140.

РЛА-120 должна была представлять собой двухступенчатую ракету массой 980 тонн на старте. Её высота должна была составлять 78,7 метра при диаметре 6 метров. На её первой ступени должен был использоваться четырёхкамерный двигатель РД-150, работающий на керосине. Он должен был работать совместно с двумя двигателями РД-124Б. На второй ступени должен был быть установлен двигатель РД-125А.

РД-150 (не путать с более поздним проектом одноименного двигателя!) должен был иметь тягу в тысячу тонн. И в итоге он станет амбициозным предшественником мощного РД-170/171.

МТКС

Комплекс космопланов с использованием РЛА-130 и РЛА-135 получил наименование МТКС-1 (Многоразовая космическая транспортная система-1). МТКС-1 имел стартовую массу 2786 тонн, из которых 152 тонны отводились для космического челнока. Сам челнок мог выводить на низкую орбиту от 40 до 20 тонн, а его экипаж мог состоять из трёх-девяти человек.

МТКС-1
Многоразовый пусковой комплекс МТКС-1 с пусковой установкой РЛА-130 и шаттлом РЛА-135 (RGANTD/Nick Stevens).

МТКС-1 в долгосрочной перспективе должен был быть заменён на МТКС-2, состоящий из челнока, РЛА-135 и РЛА-140. Это должна была быть полностью многоразовая пусковая установка. Вершиной эволюции семейства РЛА должен был стать гигант РЛА-150 со стартовой массой 5800 тонн и высотой 100 метров. РЛА-150 должен был использовать шесть крылатых блоков, созданных на базе РЛА-120 и центральную ступень с криогенными двигателями.

МТКС-2
Полностью многоразовый комплекс МТКС-2 (РГАНТД).

Этот монстр должен был быть способен выводить на низкую опорную орбиту 230 тонн. А с третьей ступенью РЛА-150, оборудованной двигателем 11Д57М отправлять на Марс до 67 тонн полезной нагрузки.

Подобно злополучному проекту гигантской ракеты УР-700 Челомея, РЛА-150, как и РЛА-120, использовала аэродинамические жалюзи вокруг шести боковых блоков для управления машиной на ранних этапах полёта.

Как сегодня известно, на базе разработок семейства РЛА позже будут созданы ракеты «Зенит» и «Энергия». А двигатель РД-150 эволюционирует в РД-170/171. Позже Глушко предложит тяжёлый вариант «Энергии» под названием «Вулкан». Хотя к тому времени эта версия уже сильно отличалась от оригинальной РЛА-150.

РЛА-150
Полностью многоразовый комплекс МТКС-2. (РГАНТД).

К сожалению, проект «Энергия-Буран» пережил исчезновение СССР всего на несколько лет. И был де-факто отменен в 1995 году.

Недавно рассекреченные документы ещё раз напоминают нам о том, что в истории советской космической программы все ещё есть много тайн, о которых нам ничего не известно…

Понравилась статья? Поделитесь ей в социальных сетях! Огромное спасибо!
Живой Космос
Оставьте комментарий!