Starliner. Неудача, которую все ждали

неудача starliner

Декабрь 2019 года. Где-то на просторах Северной Америки руководство корпорации Боинг с грустью наблюдает, как капсула Starliner, с помощью которой НАСА надеялось осуществлять пилотируемые полеты на Международную космическую станцию, летит куда-то не туда. Что-же, Роскосмос. Что там с местами на «Союзах» в 2020 году?

В 2011 году НАСА приняло решение завершить программу Спейс Шаттл. И с тех пор доставка американских астронавтов на МКС стала полностью зависеть от любви к деньгам Роскосмоса. Это такое российское, и вроде бы даже космическое агентство. Эта организация имеет в своем распоряжении гениальные корабли «Союз». Они достались ей в наследство от предыдущей высокоразвитой цивилизации. Сам Роскосмос построить что-то подобное просто не в состоянии. Потому что такой цели перед ним не стоит. Он создан лишь для освоения бюджета.

До Луны – без проблем. До МКС – дайте денег!

Но американцы люди тоже непростые. Американский президент Нельсон Мандела Барак Обама давным-давно поставил задачу разработать технологию доставки астронавтов на МКС с американской земли. И за это дело взялись две частные аэрокосмические компании: SpaceX и Boeing. И обе они получили миллиарды долларов дотаций.

Но годы шли, а корабля все не было. Между тем, деньги осваивались достаточно шустро.

космическая капсула Starliner
Копия капсулы Starliner, расположенная в Хьюстонском центре технической поддержки Boeing в Техасе. Предоставлено: НАСА / Роберт Марковиц.

По первоначальной задумке пилотируемые полеты с американских космодромов должны были начаться с 2017 года. Однако до сих пор этого так и не случилось. Совсем недавно у SpaceX произошел инцидент с капсулой Crew Dragon.

Цель испытания капсулы Starliner была весьма проста. Космический корабль не имел экипажа. Но на его борту был манекен. Это позволило бы инженерам проанализировать условия, с которыми экипаж столкнется в ходе выполнения реальной миссии. Пристыковавшись к МКС, Starliner должен был доставить на станцию рождественские подарки и другие чрезвычайно полезные для членов экипажа вещи. Миссия должна была продлиться восемь дней. Но завершилась гораздо быстрее, чем ожидалось.

Starliner. Проблема с часами

На самом деле миссию можно считать частично успешной. За исключением одной небольшой детали. Корабль взлетел без особых проблем. Однако через 30 минут после отделения от ракеты «Атлас V», с помощью которой Starliner достиг космоса, что-то пошло не так. Капсула должна была использовать свои двигатели, чтобы сформировать орбиту, которая позволила бы достичь МКС. Однако ошибка синхронизации часов привела к тому, что орбита Starliner стала нештатной.

капсула Драгон
Капсула Дракона, вид с Международной космической станции 25 мая 2012 года. Фото: SpaceX

До сих пор непонятно, почему часы Starliner не были как следует синхронизированы с часами ракеты «Атлас V». Между их показаниями была разница в 11 часов. Именно по этой причине Starliner, уже находясь в космосе, принял неверное решение. И выполнил маневр, который должен быть совершить лишь 11 часов спустя. При этом было использовано гораздо больше топлива, чем запланировано. И, кроме того, новая траектория космического корабля не позволила ему достичь Международной космической станции.

Директор НАСА Джим Брайденстайн заявил, что экипаж МКС не имел возможности прервать незапланированный маневр вручную. Это непредвиденное событие также привело и к значительному сокращению длительности миссии.

Что же это значит для нашей космонавтики?

Неудача миссии Starliner отодвинет ненадолго начало полетов американцев на МКС на собственных кораблях. Но принципиально эта неудача ничего не изменит. В ближайшие несколько лет Роскосмос лишится немалой части своего бюджета. И без того явно неэффективная работа его «эффективных» менеджеров станет еще очевиднее. И на обломках былого величия советской космонавтики скоро не останется даже металлолома. Потому что и его продадут…

Понравилась статья? Поделитесь ей в социальных сетях! Огромное спасибо!
Живой Космос
Оставьте комментарий!