Таинственный суборбитальный корабль Китая

китайский суборбитальный корабль

Китайская Народная Республика не очень охотно раскрывает свои космические тайны. И что на самом деле происходит в этой отрасли у нашего соседа – доподлинно неизвестно. Одни загадки. И совсем недавно мы получили еще одну…

Суборбитальный корабль

16 июля 2021 года Китай осуществил очередной запуск с космодрома Цзюцюань. В космос отправился таинственный суборбитальный корабль. Который, совершив свой полет, приземлился в аэропорту префектуры Альха-Лига. Она расположена на юго-востоке автономного региона Китая Внутренняя Монголия. Транспортное средство взлетело вертикально. И приземлилось горизонтально. Это означает, что этот летательный аппарат – суборбитальный корабль. Или что-то подобное.

Точные характеристики полета и корабля не разглашаются. Известно лишь, что этот проект ведет CASC (Китайская аэрокосмическая научно-техническая корпорация). И что полет совершил прототип, связанный с разработкой «многоразовой космической транспортной системы». Суборбитальный корабль, (скорее всего беспилотный) приземлился на взлетно-посадочной полосе, расположенной посреди пустыни в точке с координатами 39º 13 ′ 30 ″ северной широты и 101º 32 ′ 45 ″ восточной долготы. Таким образом расстояние, пройденное по горизонтали во время перелета из Цзюцюаня, составило около 220 километров. Конечно же, это очень мало для традиционной суборбитальной баллистической траектории. Хотя максимальная достигнутая кораблем высота неизвестна.

У транспортного средства нет официального названия. Но в китайских СМИ оно звучит как «многоразовый суборбитальный аппарат». Или «многоразовая суборбитальная транспортная система».

китайский суборбитальный корабль
Проект суборбитального космического самолета корпорации CASC. Неизвестно, связан ли он как-то с полетом, состоявшимся 16 июля 2021 года. Источник: CASC.

Планы, планы

Предполагается, этот крылатый корабль как-то связан с другим загадочным «космическим самолетом». Это устройство стартовало на околоземную орбиту 4 сентября 2020 года. «Китайский X-37B» также вылетел из Цзюцюаня. И оставался на орбите в течение двух суток. После развертывания небольшого спутника он приземлился на взлетно-посадочной полосе секретной авиабазы, расположенной в Лоп-Нур, в Синьцзянском автономном районе. Эту взлетно-посадочную полосу, построили в 2016 году. Ее обнаружили западные спецслужбы при изучении спутниковых снимков.

CASC неоднократно утверждала, что разрабатывает полностью многоразовую космическую пусковую систему, состоящую из двух ступеней. Последний раз заявления по этому поводу прозвучали в 2017 году. Представители компании представили тогда общественности трехэтапный план создания многоразовой системы космических запусков.

Согласно этому плану, на первом этапе, в 2025 году, пройдет испытания система, оснащенная двумя ступенями. Она должна состоять из обычной одноразовой ракеты, которая будет стартовать с многоразовой крылатой ракеты (первой ступени) с вертикальным взлетом. Эта схема напоминает конструкцию ракеты-носителя проекта XS-1 американского управления перспективных исследований DARPA, который остановили в начале 2020 года.

На втором этапе, в 2035 году, в строй встанет многоразовая крылатая вторая ступень. А в 2040 году, на третьей фазе проекта, дебютирует гиперзвуковая первая ступень.

В следующие десятилетия CASC планирует разработать одноступенчатую систему запуска SSTO. Она должна быть полностью многоразовой. А к 2045 году планируется создать «ядерный космический шаттл». Также, в 2016 году, CASC объявила о разработке одиннадцатитонного суборбитального самолета. Он будет способен перевозить пять человек на своем борту. А впоследствии на его основе будет построена более крупная версия, способная перевозить до двадцати пассажиров.

китайская многоразовая космическая система
Система TSTO Tengyun. Источник: CASIC.

Конкуренты

Как мы видим, существует несколько китайских проектов крылатых пусковых систем. Однако, как это ни парадоксально, самый известный китайский проект такого типа не имеет ничего общего с корпорацией CASC. Эта система называется TSTO Tengyun (腾云, «быстрое облако»). Разработку ведет CASIC, другая крупная аэрокосмическая компания Китая. И она во многих областях является давнишним конкурентом CASC.

Tengyun состоит из многоразовой гиперзвуковой первой ступени горизонтального взлета и многоразового космического самолета. Ввод в эксплуатацию этой космической системы намечен на 2030 год. Хотя сначала все думали, что Tengyun – это всего лишь веселые картинки, в 2018 году была проведена проверка разделения ступеней с использованием макетов. А в октябре 2019 года мир увидел изображения испытаний на разделение системы TSTO в аэродинамической трубе.

Хотя достоверно неизвестно, является ли запущенный 16 июля этого года суборбитальный корабль масштабной моделью, или более или менее окончательным прототипом, ясно одно: к проекту системы космического запуска CASC следует отнестись очень серьезно. Хотя есть вопрос – какова эффективность такой системы? Однако цель Китая на данный момент состоит не в том, чтобы продемонстрировать жизнеспособность этих технологий. А по большей части в том, чтобы разработать их как можно скорее. Чтобы не отставать от остального мира.

Понравилась статья? Поделитесь ей в социальных сетях! Огромное спасибо!
Живой Космос
Оставьте комментарий!