«Все лето в один день». Мрачная философия Рэя Брэдбери

Все лето в один день

Сегодня я поведаю вам свои мысли об одном интересном литературном произведении. Которое много лет назад произвело на меня очень сильное впечатление. И во многом определило мое отношение к этому миру. Это немного грустный, но, безусловно, философский фантастический рассказ «Все лето в один день». Он был написан знаменитым фантастом Рэем Брэдбери в 1954 году. И впервые опубликован в том же году в мартовском номере журнала «Фэнтези и научная фантастика».

Внимание! Если Вы не читали произведение, и хотите насладиться им на все 100, не читайте текст, который идет далее!

По сюжету рассказа история происходит на планете Венере. Люди уже давно живут здесь. В подземных убежищах. Потому что на планете непрерывно идет дождь. Здесь всегда облачно и постоянно грохочут грозы. И лишь один раз в семь лет дождь прекращается, тучи расходятся, и появляется Солнце. Всего на два часа. И ученые вычислили день, когда это произойдет в следующий раз…

Странное лето Венеры

Рассказ начинается с описания девятилетних школьников, с нетерпением ожидающих прихода Солнца. Почти все эти дети родились на Венере. И все они были слишком малы, когда Солнце появлялось на небе в последний раз. Это произошло семь лет назад. Но одна девочка, по имени Марго, родилась на Земле. И хорошо помнила, как это – жить в мире, наполненном солнечным светом. Она жила на Венере уже пять лет. И постоянно скучала по Солнцу и планете Земля. И очень надеялась вернуться туда в будущем.

Дети смеются над Марго. И не верят ее рассказам о жизни на Земле. Они считают ее странной. И решают над ней подшутить. Они, несмотря на ее отчаянное сопротивление, запирают Марго в шкафу. Они делают это для того, чтобы она не увидела Солнце в этот долгожданный для всех день. Не заметив отсутствия девочки, учитель разрешает детям выбежать на улицу, когда дождь наконец утихает. Они греются в лучах Солнца, бегают, играют в игры и наблюдают за животными, которые тоже вышли из укрытия. Дети были очень взволнованы и невероятно счастливы, наслаждаясь солнечной погодой. Но время вышло. Солнце скрылось за тучами, и снова начал капать дождь…

Улыбки на лицах детей исчезли. Они вернулись в свой класс. И внезапно кто-то из них вспомнил, что Марго все еще заперта в шкафу. Устыдившиеся последствий своего поступка дети молчали и боялись его открыть. Через некоторое время кто-то из них все же открыл шкаф и выпустил девочку. К этому моменту Марго уже перестала плакать…

Символы и знаки

В рассказе встречается несколько описаний и интерпретаций Солнца. И того, как его воспринимают люди. Марго, например, сравнивает Солнце с цветком. В том смысле, что оно скоро расцветет и будет прекрасным. А еще она говорит, что Солнце похоже на медную монету или огонь. Солнце также описывается как нечто, имеющее огненно-бронзовый цвет. Золото и желтый мелок также упоминаются детьми, когда они пытаются озвучить свои смутные воспоминания о том, каким они видели Солнце, когда были совсем маленькими. Все это отлично иллюстрирует то, как описать Солнце человеку, который никогда раньше его не видел. На этом примере хорошо видно, что в одном и том же явлении люди видят разные черты и качества. И все они могут быть правильными ответами на один и тот же вопрос.

Одна из самых запоминающихся тем произведения – это описание Венеры. В те времена, когда был написан рассказ, об истинных условиях на этой планете было мало что известно. Считалось, что под плотным облачным покровом вполне может скрываться живой мир. Брэдбери описывал окружающую среду и атмосферу планеты полными воды. Здесь постоянно идут дожди и бушуют штормы. И это очень похоже на депрессию, с которой ежедневно сталкиваются люди. Это печаль и тьма нашей повседневной жизни. Что же хотел показать нам в этой философской истории Брэдбери? Он просто дал возможность людям немного отдохнуть от всего этого. И буквально увидеть свет в конце тоннеля…

Краткий миг счастья

Солнце, сияющее всего пару часов, приносит людям радость. Оно буквально вдыхает в детей жизнь, и дает им надежду и поддержку. Это метафора жизни: всегда будет дождь. И всегда будет шторм. Но солнечный свет поможет нам пройти через все это. Это показано через образ Марго, которая была счастлива, живя на Земле под лучами Солнца. И была очень печальна, живя на Венере под постоянным дождем. И из-за жестокости одноклассников ей не удается снова испытать краткий миг счастья. Потому что она находится в темноте до самого конца истории…

В рассказе «Все лето в один день» речь идет не о космосе. И не об изучении Венеры. На самом деле он написан об окружающей людей психологической и экологической среде. О простой радости от возможности просто постоять под лучами Солнца…

Как и во многих других своих произведениях, Брэдбери в этом рассказе использовал очередной вымышленный мир. Как специальный литературный инструмент. Это позволило ему создать ситуации, которые невозможны в реальности. Тем самым писатель подчеркивал, усиливал, ставил акценты на тех явлениях нашей жизни, о которых мы почти никогда не задумываемся.

Но самая главная мысль этого рассказа не про дождь. Не про депрессию и ожидание какого-то чуда или светлых эмоций. Он о детях, над которыми издеваются в школе. О жестокости человека в принципе. И человеческих детенышей в особенности. И еще он про зависть. Про чувство, которое присуще лишь одному живому существу на Земле. И еще про то, что обладающие разумом, но не имеющие никакого опыта представители вида Хомо Сапиенс часто совершают жестокие и бессмысленные поступки.

Потому что не понимают ценность той жизни, которую им подарила природа…

Понравилась статья? Поделитесь ей в социальных сетях! Огромное спасибо!
Живой Космос
Оставьте комментарий!
  1. v_sem

    Цель бытия совершенствование, которое идет двумя параллельными, но поддерживающими друг друга путями: умственным и нравственным. Если умственное совершенствование опережает нравственное, то все научно технические достижения цивилизация начинает использовать безнравственно, что приводит к её самоуничтожению. ” Когда физический интеллект, не защищенный высокой нравственностью, выходит за рамки соответствующего ему уровня духовного развития, закон природы обеспечивает его насильственное подавление. Движение к абсолютному злу, прерывается для каждой расы очередным катаклизмом. Мы можем контролировать события нашей жизни, но не закон её развития. И его ни один смертный не может изменить.”(Эзотерический буддизм)