Загадка человеческого сознания

Поделитесь с друзьями!
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Возможно, нет большей тайны на этой планете, чем природа человеческого сознания. Философы, психологи, нейробиологи и многие другие умные люди годами пытаются разгадать эту великую загадку. Они тщетно мечтают понять источник нашего разума, и механизмы познания человеком окружающего его мира. И точных ответов у них пока нет.

Некоторые исследователи утверждают, что в природе сознания нет никаких тайн. И оно является всего лишь продвинутым инструментом взаимодействия человека с внешним миром, появившимся естественным путем в ходе эволюции. В то время как другие задаются вопросом — действительно ли сознание существует? Или это лишь иллюзия, которую порождают наши органы чувств?

Для Рене Декарта (и многих его последователей) в философии, возможно, не было более простого ответа на этот вопрос. «Я думаю, следовательно, я существую» — так рассуждал мыслитель. Ведь тот факт, что мы осознаем самих себя, способны к самоанализу, и наша фундаментальная способность думать о том, что мы думаем, — все это представляет собой уникальное явление в природе. Потому что так умеют только люди.

Реальность сознания

Однако другие люди утверждают, что все вокруг нас может быть не так реально, как кажется. Главным среди современных сторонников этой идеи является Дэниел Деннет, автор книги «Объяснение сознания», выпущенной еще в 1991 году.

В своей работе Деннет сравнил сознание с компьютером. В том смысле, что многие процессы, лежащие в основе человеческого восприятия, аналогичны папкам на рабочем столе наших персональных компьютеров. Мы можем с легкостью щелкнуть по любой из них, просмотрев ее содержимое. Дальнейшие щелчки мыши откроют документы, электронные таблицы, программы или другие визуально привлекательные представления информации, которые можно легко прочитать и изучить.

И в связи с этим возникает интересный вопрос. Поразмышляем немного и постараемся поточнее его сформулировать.

Итак, простота открытия документа с помощью текстового редактора — это просто периферийная, «пользовательская» сторона системы, с которой мы работаем. А вот лежащий в основе процесс наверняка будет невообразимо сложным для большинства из нас. Для его понимания нужно знать языки программирования, принципы работы программного обеспечения, алгоритмы взаимодействия различных интерфейсов, с лежащим в их основе механическим оборудованием, нужно знать все составные части базового мультиплекса, который создается для нас одним щелчком мыши и т. д.

В концепции Деннета о сознании, работающем как компьютер, мы начинаем понимать, что аспекты мысли и саморефлексии, составляющие наше представление о сознании, далеко не просты. За всем этим стоит биологическая архитектура, которая намного более сложная. Другими словами, сознание — это иллюзия, которая возникает из бесчисленных сложных биологических процессов в наших телах, которые составляют наши системы осознания и функционирования разума.

Нет, все не так

Конечно, у Деннета есть свои критики. Джон Хорган, например, пишущий для Scientific American, отмечает: «Проблема возникает, когда Деннетт, проводя аналогию с компьютерным интерфейсом, называет сознание «иллюзией пользователя»… Иллюзия — это ложное восприятие. Наши мысли — возможно несовершенные представления нашего мозга/разума и мира. Но это не обязательно делает их ложными». Хорган, говорит, что да, мы можем не видеть полной картины мира. Но почему это должно означать, что все, что мы воспринимаем как сознательные живые существа, менее «реально»?

Сознание, если попытаться дать ему простое определение, можно было бы назвать «состоянием осознанности или наличием осознанности». С логической точки зрения кажется, что мы должны быть в состоянии признать эту «простую» идею сознания в том смысле, что для нас значит иметь его, как мыслящим и саморефлексирующим существам. А также признать тот факт, что сознание состоит из множества сложных и глубоких процессов. Иными словами, обе идеи или подходы к идентификации сознания необходимо использовать для полного понимания этой широкой проблемы в любом относительном смысле.

В целом, даже если некоторые аспекты нашего сознательного опыта можно сравнить с «иллюзиями», тот факт, что мы можем воспринимать их как таковые, кажется, предполагает, что за ними стоит реальность. Значит, если мы думаем, то да… мы…. Однако нам предстоит пройти долгий путь к разгадке полного значения того «что», стоящего за знаменитым «Я есть», которое Декарт оставил нам для размышлений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Поделитесь с друзьями!
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Оставьте комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: