Золото. Металл, за который бьются люди

астронавт золото

Алхимики, царь Мидас и завоеватели Америки имели один и тот же объект вожделения: золото. Этот металл имеет 79 протонов в ядре, и соответственно, 79 электронов в неионизированном состоянии. Известно 37 изотопов золота, стабильным из которых является только один: 197Au. Золото из-за своих замечательных свойств широко используется в промышленности. Это всем хорошо известно. Микросхемы, контакты, разъёмы, фольга для обмотки посадочных опор лунных модулей – везде при производстве серийных изделий используется золото. И поэтому сегодня мы рассмотрим немного другое применение этого благородного металла.

Религии и золото

Помимо своей истинной ценности, золото имеет выдающуюся символическую роль на религиозном уровне: оно было едой египетских богов и материалом, из которого было сделано руно, украденное Ясоном. Из него были сделаны яблоки, которые хранили Геспериды. Из него была изготовлена статуя бога Мардука в Вавилоне.

Иудео-христианские религии не являются здесь исключением: когда Моисей на какое-то время отлучился, чтобы взять скрижали Завета, израильтяне, посчитав, что он уже не вернётся, этим воспользовались. И стали боготворить Золотого Тельца.

Очевидно, что культ золота глубоко укоренился в наших традициях и известен на протяжении тысячелетий. Вполне понятно, что этот химический элемент является одним из самых важных материалов на протяжении всей истории человечества.

Золото – очень стабильный химический элемент. Этот металл редко образует соединения с другими элементами. И чаще всего обнаруживается в самородном, то есть в чистом виде. И это очень полезная характеристика золота, поскольку, хоть в природе его и относительно немного, его можно найти, не прибегая к сложным методам добычи.

самородное золото
Золотые самородки. Из открытых источников.

Вспомните, например, золотые самородки в фильмах о Диком Западе. Конечно, иногда нужно применять и методы очистки, чтобы отделить золото от других металлов, которыми этот элемент обычно легируется.

Очарование, которое люди испытывают по отношению к золоту, восходит к доисторическим временам. Об этом свидетельствуют самые старые известные золотые изделия. Они были найдены в Варненском некрополе (Болгария) и изготовлены в пятом тысячелетии до нашей эры.

Несомненно, одной из причин, по которой нас привлекает золото, является его цвет: в отличие от всех других металлов (за исключением меди) этот элемент не серебристый, а желтоватый.

Чтобы объяснить это свойство, нам пришлось бы обратиться к теории относительности Эйнштейна. А это сложно и скучно. Поэтому давайте просто определимся так: атомы золота поглощают свет в синей части спектра, и отражают его в жёлто-красной области.

Ковкость и прочность

Но чудесные свойства золота не ограничиваются его цветом: оно обладает необычной ковкостью. И это позволяет работать с ним, не ломая. И при этом золото чрезвычайно стабильно, поэтому не разрушается так легко, как это может случиться с железом или медью.

Большая часть символизма, который исторически был придан золоту, заключается в его невероятной долговечности. Будучи практически неизменным элементом, золото ассоциируется с вечностью. Именно так воспринимали его древние египтяне, связывавшие металл с фараонами и всемогущим богом Ра.

Несмотря на то, что разграбление египетских гробниц лишило человечество большого количества драгоценностей, до наших дней сохранились великолепные образцы ожерелий, подвесок, статуэток, амулетов и пекторалей, свидетельствующих о хорошей работе ювелиров древней страны, располагавшейся когда-то на берегах реки Нил.

золотые украшения древних
Ожерелье с соколиными головами и пектораль, изображающий богиню Нехбет (1479-1425 гг. до н.э.). Из открытых источников.

Кроме египетской и все другие великие цивилизации широко использовали золото. Этот металл был символом отличия у персов, из него изготавливались микенские посмертные маски, золото сочеталось со слоновой костью в греческих хризоэлефантиновых статуях, оно окрашивало византийские мозаики и короновало королей и цариц.

Завоевание Америки обеспечило постоянный приток золота в Европу. Но доколумбовые народы и сами обладали искусством обработки металла, который был доступен в относительном изобилии.

Когда завоеватели прибыли на неизведанные территории, они были поражены богатством, которое увидели. Именно от этих впечатлений родились всевозможные легенды, которые побудили самых бесстрашных искать такие места, как Эльдорадо, легендарный город, целиком построенный из золота.

золотой плот искусство древних
Плот индейской культуры муиска, изготовленный из сплава золота, серебра и меди (между 600 и 1600 гг.). Из открытых источников.

Методы золочения

С самых древних времён было ясно, что создание произведений искусства из золота обходится очень дорого, особенно если речь идёт о произведениях большого формата. К счастью, есть гораздо более дешёвая альтернатива, которая визуально не влияет на красоту работы: позолота.

При использовании этой техники более дешёвые материалы покрывают золотом, благодаря чему снижаются затраты. Так можно украшать изделия больших размеров, которые было бы крайне затратно изготавливать из цельного металла: алтари, статуи и т. д.

На протяжении всей истории человечества разрабатывались самые различные методы золочения предметов. Одним из наиболее интересных с химической точки зрения является использование ртутной амальгамы. К счастью, от этой вредной процедуры появилась возможность отказаться в XIX веке после появления гальваники и электролизного золочения.

Давайте чуть подробнее остановимся на самой классической технике покрытия чего-либо нашим сегодняшним элементом. Речь идёт о сусальном золоте. Сусальное золото – это очень тонкий лист металла, полученный путём ковки, и который благодаря пластичности золота может достигать толщины менее одного микрона. Таким образом несмотря на то, что материал дорогой, с помощью небольшого количества металла можно получить много сусального золота (10 000 листов размером 8 х 8 см весят около 130 граммов).

Способ нанесения сусального золота зависит от свойств покрываемого материала. И во многих случаях такой процесс является довольно дорогостоящим.

Когда какой-то материал очень востребован, неизбежно появление имитаций и подделок.

Золото в этом смысле не является исключением. Несмотря на то, что из-за его особенностей его очень нелегко подделать. Хотя существуют химические соединения или сплавы с золотым блеском, которые могут быть похожи на золото, они не обладают такой же пластичностью, устойчивостью к окислению или плотностью, как этот химический элемент.

золотой храм Кито
Церковь Общества Иисуса. Кито, Эквадор (постройка 16-18 века). Из открытых источников.

Золото дураков

Одним из таких соединений является пирит (FeS2), минерал с привлекательным блеском, который в природе обычно встречается в виде «кубиков».

Из-за своего внешнего вида пирит известен под названием «золото дураков» или «кошкино золото».

И хотя это соединение используется в ювелирных изделиях, отличить его от настоящего золота очень легко: пирит твёрже (его труднее поцарапать), светлее и менее желтоватый, особенно если окислён.

Другими минералами, которые могут доставить ложную радость играющим в геологов детям, являются халькопирит или некоторые виды слюд.

Помимо натуральных заменителей наиболее широко используемым материалом для имитации золота является латунь – сплав меди и цинка.

Этот материал был известен в классические древнегреческие времена как орихалк, что по-гречески означает «горная медь». Это название могло быть пережитком того времени, когда латунь получали из богатых цинком медных руд.

Римляне изменили этимологию сплава и приблизили его к металлу, который сильнее напоминал золото и назвали его аурихалк. Первый император Рима Август решил, что из этого материала будут изготавливаться сестерции Империи. И в реформе 23 года он дал им стоимость одной сотой ауреуса, ценной золотой монеты.

Конечно же, благодаря сходству золота и латуни, существовали мошенники, которым удалось получить большую прибыль, выдавая предметы, которые являлись не чем иным, как дешёвыми безделушками, за предметы большой ценности.

жёлтый пирит
Кошкино золото. Из открытых источников.

Художник, рисовавший золотом

Как мы уже видели, золото широко использовалось для изготовления ювелирных изделий, позолоты изделий или создания небольших скульптур, с самых древних времён. Но оно также имело определённое значение и в живописи. Хотя нанесение золота кистью может показаться сложным, существует разновидность золотой краски: ракушечное золото. Это любопытное название – пережиток того времени, когда продукт хранили в морских раковинах.

Как и все другие краски, эта состоит из частиц, придающих цвет, и вещества, связывающего частицы между собой. Очевидно, что в данном случае цвет придаёт металлическое золото, а связующим веществом может быть гуммиарабик, мёд или другие вещества.

Хотя такая краска не получила широкого распространения при создании картин,

В любом случае, если говорить о золоте и красках, среди всех остальных выделяется одна фигура: Густав Климт, сын гравёра по золоту. Австрийский художник не писал ракушечным золотом, а мастерски сочетал масло с сусальным золотом. Климт был всесторонним творцом, который в конце XIX века основал Венский сецессион, движение художников, которое способствовало «обновлению» и «освежению» направлений живописи в Австрии.

Первой крупной работой художника с использованием сусального золота была Афина-Паллада (1898). На этой картине греческая богиня высокомерно позирует со своим шлемом, эгидой и жезлом из благородного металла.

Беловатая кожа женщины напоминает слоновую кость, которую Фидий использовал для другой Афины, девы Парфеноса, которая когда-то (447-438 гг. д.н.э.) величественно стояла в Парфеноне.

Ох уж эти австрийские художники…

Всем добра!

Понравилась статья? Поделитесь ей в социальных сетях! Огромное спасибо!
Живой Космос
Оставьте комментарий!