Салют-7. Как спасали орбитальную станцию

спасение станции Салют-7

Всем, кто интересуется космонавтикой известно, что до знаменитой станции «Мир» существовали и другие орбитальные станции. Американцы проводили работы по проекту «Скайлэб», а СССР – по космической программе «Салют». Она осуществлялась в период с 1971 по 1986 год. Космические станции, созданные в ходе ее реализации, имели как военное, так и гражданское назначение. Плодами трудов советских инженеров по этой теме стали многие новейшие открытия и технологии, крайне необходимые для создания модульных космических сред обитания.

Каскадный электрический сбой

В феврале 1985 года, после приема трех групп космонавтов (в том числе одного, который пробыл 237 дней, что было рекордом на тот момент), на пустой космической станции «Салют-7» начались проблемы. Инженеры ЦУП получили телеметрию, в которой содержалась очень важная информация. Выяснилось, что перегрузка по току вызвала срабатывание датчика, который отключил основной радиопередатчик станции.

Наземные диспетчеры переключили «Салют-7» на резервный передатчик. И казалось, что проблему решили. По крайней мере на некоторое время. Однако последующая попытка перезапустить основной передатчик привела к возникновению еще одного сбоя. И он привел к катастрофе. Произошла целая серия электрических отказов. В итоге оба радиопередатчика (основной и резервный), а так же все приемники вышли из строя.

Попытки оживить станцию не увенчались успехом. «Салют-7» замолчал. И начал медленно падать…

Внутренние помещения станции начали быстро терять тепло. И в конечном итоге охладились до –20 градусов по Цельсию. Стало ясно, что есть только два варианта: бросить «Салют-7», или отправить к нему спасательную операцию.

Космическое спасение

Инженеры понимали, что стыковка пилотируемого космического корабля «Союз» с «Салютом-7» была в высшей степени опасным маневром. Неудачная стыковка могла легко вывести корабль из строя. Или даже выбросить его на такую орбиту, с которой безопасно вернуться на Землю будет невозможно.

Советские космические корабли обычно стыковались на орбите в автоматическом режиме. Эту операцию осуществляли специальные бортовые компьютеры, которые постоянно поддерживали связь друг с другом. Но в данном случае одна из систем стыковки не работала.

К счастью, космонавт Владимир Джанибеков ранее выполнял ручную стыковку с (тогда еще действующей) станцией «Салют-7». Отчасти именно поэтому его назначили руководителем спасательной операции. В помощь ему дали космонавта Виктора Савиных.

Джанибеков и Савиных много тренировались по новым протоколам, разработанным для запланированной стыковки с безжизненным «Салютом-7». И 6 июня 1985 года пара отважных людей взошла на борт корабля «Союз Т-13»…

Во время долгого, медленного приближения к мертвой станции Джанибеков и Савиных заметили, что ее солнечные батареи не сориентированы на Солнце. Что еще раз подтвердило серьезность ситуации. К счастью, скорость вращения станции была не очень большой. С помощью оптического дальномера Джанибеков вручную расположил «Союз» рядом с «Салютом-7». И соединил два корабля через передний стыковочный узел. «Есть стыковка!» – торжествующе доложил он на Землю.

Следующей задачей космонавтов была оценка масштаба катастрофы. Если «Салют-7» и его системы нельзя было восстановить, им оставалось бы просто смиренно вернуться на Землю…

Космический холод

Методично пройдя через ряд люков, стараясь уравнять давление на каждом шагу, Джанибеков и Савиных наконец достигли рабочей зоны станции. Из-за минусовой температуры оба космонавта облачились в шерстяные шапки и теплые зимние куртки. Джанибеков емко охарактеризовал окружающую их обстановку как «колотун».

На станции было темно. Все запасы воды замерзли. Инструменты и стены были покрыты тонким слоем замороженной влаги. Космонавты провели анализ качества воздуха на борту станции. Он показал, что им вполне можно дышать. Спасатели открыли шторки иллюминаторов, чтобы солнечный свет помог согреть станцию.

На станции «Салют-7» не было электричества. Однако космонавты обнаружили на борту несколько исправных батарей. Они соединили их с солнечными панелями. И, используя двигатели «Союза», изменили ориентацию станцию. Они развернули ее таким образом, чтобы Солнце снова освещало ее солнечные батареи.

Как только аккумуляторы зарядились, Джанибеков и Савиных начали возвращать жизненно важные системы «Салюта-7» в рабочий режим. Они последовательно восстановили свет, средства связи, устройства для хранения и подачи воды и так далее. Работая не покладая рук в самых суровых условиях, Джанибеков и Савиных реанимировали «Салют-7» всего за 10 дней.

Наследие станции «Салют-7»

После того, как станция снова заработала, космонавты приступили к выполнению заданий в рамках основной экспедиции. Джанибеков пробыл на орбите 110 суток, а Савиных – 168. Спасение «Салюта-7» станет последней космической миссией Джанибекова. А Савиных еще несколько раз полетит в космос.

«Салют-7» была последней из станций серии «Салют». Она оставалась в космосе еще шесть лет после того, как вышла из строя и была спасена. Ее история закончилась 7 февраля 1991 года, когда она сгорела в плотных слоях атмосферы над Южной Америкой…

Советские космонавты проявили в ходе спасения станции «Салют-7» невероятную силу воли, мужество и отвагу. Однако подобные подвиги могут совершать лишь те люди, у которых есть хорошая поддержка и умное руководство.

И решимость во что бы то ни стало добиться успеха.

Понравилась статья? Поделитесь ей в социальных сетях! Огромное спасибо!
Живой Космос
Оставьте комментарий!