451 градус по Фаренгейту. Что-то неуловимо знакомое

«451 градус по Фаренгейту»

В юности одной из любимых моих книг был сборник произведений Рэя Брэдбери «О скитаньях вечных и о Земле». Именно в этой книге я впервые прочитал гениальные «Марсианские хроники», «И грянул гром» и «Все лето в один день». Я читал эти великолепные, чуть философские и немного странные вещи много раз. Читал и перечитывал, наслаждаясь особым, остававшимся после каждой новой строчки послевкусием. И лишь один роман Брэдбери никак мне не давался. Я так и не смог полностью прочитать «451 градус по Фаренгейту».

книга Бредбери
Тот самый сборник. Год издания: 1987

И все же, спустя много лет, когда мне было уже слегка за 35, я сделал это. В то время мне приходилось часто летать во Владивосток. И в полет я всегда брал какую-нибудь интересную книгу. На этот раз мне попался под руку роман Брэдбери. Тот самый, не покорившийся мне роман. И я с удовольствием прочитал его. И понял. Эта книга – не для детей. Вот почему я не смог прочитать ее, будучи юным мальчишкой. Эта книга – для взрослых людей, которые имеют жизненный опыт. И могут понять, что именно хотел сказать автор.

Это одна из тех книг, которые относят к классике жанра «антиутопия». И она до сих пор обсуждается наряду с «1984» Оруэлла, «О дивный новый мир» Хаксли и другими основополагающими произведениями подобной фантастики. Впервые роман был опубликован в 1953 году.

О чем роман «451 градус по Фаренгейту»?

Так о чем же эта книга? Давайте сегодня поговорим об этом.

«451 градус по Фаренгейту» рассказывает историю пожарного Гая Монтэга, который живет в местечке, похожем по описанию на пригород какого-то крупного американского города пятидесятых годов прошлого века. Это довольно странный мир. Потому что работа пожарных в нем состоит в не в том, чтобы тушить пожары. А в том, чтобы разводить огонь и сжигать книги. Зачем? Все просто. Книги и знания являются источником несогласия с верховенством закона в мире Монтэга. И произведение Брэдбери пытается передать нам социализированный образ мышления его главного героя.

Монтэг живет жизнью, полной огня. И ежедневно наблюдает, как написанные когда-то и кем-то слова постоянно уничтожаются навсегда.

Однако несколько случаев, произошедших в жизни Монтэга, поколебали его решимость. И заставили усомниться в правильности происходящего. Случайная встреча с молодой девушкой, попытка самоубийства жены, которая впоследствии будет отрицать, что инцидент вообще когда-либо имел место, и короткий разговор с женщиной, чей дом Монтэг и его коллега сожгли дотла, потому что она хранила книги, — все это способствовало изменению отношения главного героя к происходящему вокруг.

Просветление Монтэга вероятно можно объяснить и подсознательным противостоянием гегемонии власти. Определяющую ту жизнь, которую герой ведет в начале романа. Брэдбери подкрепляет это неуклюжей, отрывистой и бессвязной прозой, которая постепенно успокаивается по мере того, как мировоззрение Монтэга приближается к нормальному. В этом смысле «451 градус по Фаренгейту» явно демонстрирует более высокое качество, чем его аналог «1984». Хотя стиль изложения романа поначалу трудно воспринимать. И это немного затрудняет чтение.

Виртуальные отношения

Монтэг и его жена Милдред часто разговаривают друг с другом. Они много говорят, но при этом никогда друг друга не слушают. Описания персонализированных говорящих стен и постоянное поступление информации все меньшими и меньшими «кусками» весьма удручает. А виртуальные отношения, которые Милдред ставит выше любых реальных отношений, которые у нее есть с мужем, просто пугают. И очевидно предсказывают то, что сегодня делают с нами социальные сети.

Когда обнажается хрупкость личного кокона Милдред, читателям открывается весьма интересная аллегория. Очень жаль, что Бредбери не позволил нам стать свидетелями борьбы этой женщины за понимание природы реального мира. Которая несомненно должна была произойти после того, как ее гиперреальность была полностью разрушена.

«451 градус по Фаренгейту», по моему мнению, менее надежен в своем заключении, чем «1984» Оруэлла. Уинстон Смит, главный герой романа Оруэлла переживает в итоге некий трансформационный процесс в своей конфронтации с государством. Результатом этого процесса является реакция государства через различных аппаратчиков и бюрократов, что приводит к ужасающим испытаниям в комнате 101. И мрачной сатире на счастливый конец, характерный для других историй.

Монтэг Брэдбери тоже участвует в похожей конфронтации. Но в конечном итоге не возглавляет успешную революцию. И не раздавлен реакцией государства. Вместо этого его мировоззрение трансформируется за счет использования условного «чеховского ружья». Одного из многих подобных приемов, используемых Брэдбери в этом романе. Монтэг присоединяется к группе людей, которые прячутся от властей. Эти люди просто заучивают книги наизусть, чтобы сохранить их тексты для потомков.

Сентиментальное возвращение

Во введении к изданию 2003 года автор упоминает некоторые исправления, внесенные в успешную сценическую адаптацию романа. Брэдбери вернул в произведение Клариссу, молодую девушку, которую Монтэг встретил в начале произведения. Автор описывает это событие как чрезмерно сентиментальное. Но признает, что если бы он снова пересмотрел работу, он сделал бы то же самое.

Безусловно, в заключении произведения есть что-то нереализованное. И это то, что заставляет читателя надеяться на дальнейшее развитие антиутопии Брэдбери. Но его так и не последовало. Автор просто задал вопрос, на который каждый должен найти ответ сам…

Если вы не читали 451 градус по Фаренгейту – советую это сделать. И сравнить описанный в ней мир с тем, что происходит вокруг нас…

Понравилась статья? Поделитесь ей в социальных сетях! Огромное спасибо!
Живой Космос
Оставьте комментарий!