«Козерог-1». Как американцы на Марс летали

Козерог-1

«Козерог-1». Так называется фильм, снятый американским режиссером Питером Хайамсом. Сегодня это кино вспоминают в основном как провокационный триллер о заговоре НАСА против американских граждан. И снят он был почти сразу после Уотергейтского скандала. Который изрядно подорвал доверие к правительству США среди простых американцев. Именно этот эпизод американской истории, по всей видимости, и стал той питательной средой, на которой расцвела буйным цветом теория лунного заговора.

«Козерог-1». Троллинг или глубокая драма?

Питер Хайамс, по моему скромному мнению – знатный тролль. Именно так можно охарактеризовать его задумку со съемками фильма, в основу сюжета которого легла мистификация о полете американских астронавтов на Марс. И сделал он это почти сразу после выхода в свет весьма провокационной книги Билла Кейсинга «Мы никогда не были на Луне». При этом, однако, созданный Хайамсом фильм не так прост, как кажется. Режиссер не только подлил масла в огонь споров о лунных миссиях НАСА. Но и отразил цинизм своего времени, открыто задаваясь вопросом – действительно ли настроение общества можно изменить каким-то геройскими поступками? Или люди будут с недоумением смотреть на все эти дела? И только покачивать головой – у нас вон что творится! А вы тут со своим космосом!

Кинокартина «Козерог-1» представляет собой искусную игру на убеждениях фанатов заговора о высадке на Луну. Да, есть такие люди. Они, несмотря на имеющиеся очевидные доказательства уверены, что миссия «Аполлон» была просто чудовищной мистификацией.

Но давайте о фильме.

Сюжет фильма

Астронавты Брубейкер (Джеймс Бролин), Уиллис (Сэм Уотерстон) и Уокер (О. Джей Симпсон) должны стать первыми людьми на Марсе. И они абсолютно уверены в том, что прошли полную подготовку к полету. И действительно скоро полетят на Красную планету. Однако за несколько минут до старта их вытаскивают из капсулы и прячут. После чего один из руководителей НАСА – Джеймс Келлоуэй (Хэл Холбрук), объясняет обескураженным астронавтам, что миссию пришлось отменить. Из-за неисправности системы жизнеобеспечения. Однако подобная неудача может сильно ухудшить моральных дух американцев. Который и без того находится на удручающе низком уровне. И американскому народу нужно что-то гордое и мужественное, чтобы поднять людям настроение. И посадка на Марс непременно сделает это! Лучше и не придумать. Келлоуэй убеждает астронавтов принять участие в марсианской мистификации. Ради американского народа. При этом шантажируя их жизнью и здоровьем членов семей.

После речи Келлоуэя Хайамс переносит нас в какую-то мрачную реальность. В которой мы наблюдаем, как астронавты неохотно соглашаются участвовать в мистификации. И, несмотря на эпический подход к афере (которая длится почти год, чтобы почти точно сопоставить время, которое потребуется, чтобы добраться до Марса и вернуться обратно), эта история течет монотонно. Иногда даже нудно. С одинаковой скоростью. И это сделано не просто так. Такой подход дает нам достаточно намеков на те чудовищные моральные нагрузки, которые легли на плечи пленных астронавтов.

Правдоискатель

С этой историей перемежается параллельный сюжет. В нем главным героем является угрюмый репортер Роберт Колфилд (Эллиотт Гулд). Этот человек начинает что-то подозревать. И постепенно раскрывает заговор, постоянно сталкиваясь с различными опасностями. Ведь таинственные правительственные агенты любыми путями пытаются заставить его замолчать. Однако благодаря его приключениям все движется довольно хорошо. К тому же умение Гулда непринужденно язвить добавляет столь необходимую легкость происходящему на экране.

На отметке в один час сюжет фильма принимает новый оборот. При возвращении на Землю пустой спускаемый аппарат миссии сгорает в плотных слоях атмосферы. Что никак не входило в планы НАСА. Скрыть этот факт невозможно. Выжить при такой катастрофе тоже невозможно. И астронавты совершают побег. Они вполне разумно предположили, что их, скорее всего убьют, когда придет время зачистить все следы мистификации. Трио пытается скрыться в пустыне. Но правительственные убийцы идут по их следу. И Хайамс превращает оставшуюся часть своего фильма в одну длинную погоню. В конце концов двое из трех астронавтов попадают в руки преследователей. Но командиру корабля все же удается спастись.

«Козерог-1» снят Хайамсом на заре его лучшего десятилетия. В 80-х годах прошлого столетия режиссер создал такие блестящие недооцененные триллеры как «Космическая одиссея 2010», «Звездная палата» и «Узкая грань». Но именно в этой картине он мастерски уравновешивает многие эмоции и настроения. Она суровая, но энергичная. Холодная и тихая. Это триллер и одновременно громкий боевик.

Все это вместе – незабываемое произведение в жанре паранойи. Которое оставляет после просмотра очень странное послевкусие. Всем советую посмотреть!

(А заодно сравните качество постановочных съемок с качеством материала лунных миссий НАСА)😉.

Понравилась статья? Поделитесь ей в социальных сетях! Огромное спасибо!
Живой Космос
Оставьте комментарий!