«Луноход-1»: первая лунная машина

посадочная платформа «Луноход-1»

Когда летом 1971 года астронавты «Аполлона-15» Дэвид Скотт и Джеймс Ирвин опустились на поверхность Луны возле лунных Аппенинских гор, у них с собой был специальный лунный автомобиль. Он должен был помочь отважным американцам совершать их героические подвиги на поверхности Луны. Использование этого лунного движущегося транспортного средства – или, как его называли американцы, LRV – было первым случаем, когда люди управляли машиной на Луне. Ну и соответственно, первым и в рамках выполнения программы «Аполлон». Однако, на самом деле, вовсе не американцы первыми смогли испытать на поверхности нашего единственного спутника транспортное средство. На самом деле это сделали не менее героические советские инженеры. Именно они разработали, изготовили и отправили на Луну первую в истории человечества лунную машину – «Луноход-1».

Первый транспорт на луне – «Луноход-1»!

Легендарный лунный транспорт оказался на поверхности Луны за 8 месяцев до «Аполлона-15». В ходе выполнения миссии «Луна-17». Зонд прилунился в 03:47 по Гринвичу 17 ноября 1970 года в западной части Моря Дождей. В реальности это сухая лавовая равнина, поскольку на Луне, вроде бы, не бывает дождей😉. Это место находится в северо-восточном квадранте лунного диска, если смотреть на него с Земли.

модель лунохода
Макет лунохода. Источник: НАСА/NSSDCA (общественное достояние)

Американская лунная машина служила просто средством передвижения астронавтов. А «Луноход-1» был мобильной лабораторией, оснащенной множеством научных приборов. В ходе миссии с их помощью были сделаны многочисленные снимки окружающей луноход среды. Были измерены химические и механические свойства лунного грунта и установлены значения уровня радиации. А еще на борту лунохода имелось специальное устройство, способное отражать лазерные импульсы, испускаемые с Земли. Лазерный эксперимент позволил измерить расстояние от Земли до Луны с точностью около 20 сантиметров! И помог определить, что Луна медленно удаляется от нашей планеты.

Планировалось, что «Луноход-1» проработает на поверхности Луны около 3 лунных суток (то есть 3 земных месяца). Однако фактически он проработал 10 месяцев, до сентября 1971 года. И при этом проехал около 10 км. Лунный автомобиль СССР отправил на Землю более 20 000 изображений. И выполнил 25 операций по анализу лунного грунта.

Машина на радиоуправлении

Есть одна городская легенда, связанная с первой машиной на Луне. В ней утверждается, что луноходом управлял пилот-смертник. Очень маленького роста. Но оставим эту версию конспирологам.😊

«Луноход-1» не имел экипажа. Но он не был роботом. А управлялся дистанционно, с Земли. Работа лунохода осложнялась тем, что скорость распространения радиоволн имеет конечное значение. И поэтому радиосигналы преодолевают расстояние Земля-Луна за 1,5 секунды. Это означало, что между командами, отдаваемыми луноходу, и возможностью наблюдать за результатом выполнения этих команд через бортовые камеры проходило минимум 3 секунды! Излишне говорить, что маршрут лунной машины планировался с особой осторожностью. Это нужно было для того, чтобы она не попала в первое ДТП за пределами Земли!😁

Вслед за этой удивительно успешной миссией двумя годами позже на Луну прибыл «Луноход-2». Эта лунная машина проработала вдвое меньше, чем ее предшественник. Миссия работала с января по май 1973 года. Однако пройденных по поверхности Луны километров оказалось почти в 4 раза больше – 37!

снимок лунохода на Луне.
Место вечного отдыха «Лунохода-1» (обозначено стрелкой). Снимок сделан космическим аппаратом НАСА Lunar Reconnaissance Orbiter 30 ноября 2009 г. Источник изображения: NASA/GSFC/Государственный университет Аризоны.

В 2010 году «Луноход-1» был обнаружен на снимках, сделанных орбитальным зондом НАСА Lunar Reconnaissance Orbiter. На них четко видна посадочная платформа, используемая для доставки машины на поверхность Луны, и множество следов, оставленных колесами лунохода в непосредственной близости от посадочного модуля. Вскоре после этого станции в США и Франции успешно приняли отраженные лазерные импульсы от уголковых отражателей лунохода. Это позволило начать новую научную работу с использованием этого почтенного исследователя Луны.

Может быть настанет день, когда люди вернут этот легендарный лунный автомобиль на Землю. И будут показывать его в музее другим людям как первую машину, которая ездила по поверхности другого небесного тела…

Понравилась статья? Поделитесь ей в социальных сетях! Огромное спасибо!
Живой Космос
Оставьте комментарий!