Несколько мифов о программе «Буран»

Программа Энергия-Буран

Здравствуйте, дорогие друзья! В последнее время мне приходится часто слышать довольно странные вещи, которые на поверку оказываются навязанными СМИ стереотипами, которые люди то ли от незнания, то ли от лени не удосуживаются проверять или хоть как-то объективно оценивать. Например, меня очень удивил такой посыл – программа «Энергия-Буран» была чуть ли не навязана нам США, и в итоге именно она привела к краху советской экономики. Мало того, «Буран» при этом был просто копией американского космического корабля программы «Шаттл»!

Если оставить в стороне тот факт, что ничего «простого» в создании многоразового крылатого космического корабля весом в сто тонн нет и быть не может, оба этих утверждения в корне неверны.

Во-первых, (и это можно легко установить из открытых источников) полная стоимость программы «Энергия-Буран» составила около 16,4 миллиарда рублей. Она продолжалась 14 лет – с 1974 по 1988 год. Нетрудно посчитать, что «Буран» съедал из бюджета в среднем чуть больше одного миллиарда рублей в год.

Много это или мало? Если учесть, что бюджет СССР на 1988 год составлял 377 миллиардов рублей, то становится очевидно, что программа «Энергия-Буран» ну никак не могла нанести тот урон экономике СССР, который ей приписывают конспирологи всех мастей, вешая лапшу на уши обычных граждан. Ведь затраты на эту программу не превышали в среднем 0,3 процента от бюджета СССР.

Буран энергия

Во-вторых, да, «Буран» внешне был похож на «Шаттл». И совершенно не случайно. Ведь советские военные буквально заставили конструкторское бюро НПО «Молния» Глеба Лозино-Лозинского имитировать внешний вид и возможности американского многоразового космического корабля.

Почему же они так поступили? Да всё просто. Для советского руководства «Шаттл» представлял серьёзную угрозу с неизвестным потенциалом, и они хотели иметь точно такое же устройство для противодействия ему. И поэтому на инженеров оказывалось серьёзное давление: чтобы точь-в-точь, и ни шагу в сторону!

Но НПО «Молния» и НПО «Энергия» (головной исполнитель проекта) в итоге всё же спроектировали машину, имевшую ряд принципиальных отличий от аналога, созданного за океаном. И, возможно, не потому, что хотели как лучше. А потому, что не знали, как сделать по-другому.

открытка Буран

Наиболее важными из этих отличий были такими:

– возможность совершать полёты в беспилотном режиме. Особенность, которой у «Шаттла» никогда не было.

– отсутствие маршевых двигателей. В то время как у «Шаттла» было три двигателя в задней части, у «Бурана» была только система орбитального маневрирования. Маршевые двигатели РД-0120 располагались в центральном блоке ракеты-носителя «Энергия».

– использование керосина и жидкого кислорода. «Буран» был первым и единственным на тот момент пилотируемым космическим кораблём, который использовал керосин и жидкий кислород в качестве топлива для орбитальной системы маневрирования.

– «Буран» мог перевозить до десяти космонавтов по сравнению с максимум восемью в случае с «Шаттлом».

– переднее шасси «Бурана» было смещено дальше назад, и его длина была больше.

– корабли программы «Буран» должны были иметь две роботизированные «руки», а не одну, которую имели американские «шаттлы»,

– советские корабли могли бы оставаться на орбите до одного месяца. Американские – до 17 суток.

Что касается разорения советской экономики, то хочу обратить внимание диванных экспертов на то, что львиная для советского бюджета уходила вовсе не на космос. А на оборону. До 25 процентов. Самолёты, подводные лодки, танки, и всё остальное – вот где была воронка, высасывавшая народные деньги.

Вовсе не космос угробил СССР. Это произошло, друзья мои, по совсем другим причинам.

Всем добра.

остаткт Бурана
Всё, что осталось от «Бурана» после обрушения крыши ангара на космодроме Байконур. Из открытых источников.
Понравилась статья? Поделитесь ей в социальных сетях! Огромное спасибо!
Живой Космос
Оставьте комментарий!