Луноход как транспортное средство космонавта

луноход Исследования космоса

Все мы знаем о приключениях на Луне советских роботов, носящих имя «Луноход». Эти машины дважды путешествовали по Луне в 1970-х годах. Однако мало кому известно, что эти беспилотные зонды изначально предназначались для перевозки космонавтов по лунной поверхности. Как и лунный автомобиль LRV, который использовался в ходе миссий «Аполлон-15,16,17».

луноход и космонавт
Космонавт использует Луноход в качестве транспортного средства. Из открытых источников.

 

Как появилась программа Луноход?

Программа «Луноход», первоначально известная как Е-8, родилась в начале 1960-х годов в ОКБ-1 Сергея Павловича Королева. Изначально этот проект предполагал разработку транспортного средства, позволяющего космонавтам перемещаться по поверхности Луны в ходе будущих лунных миссий, которые планировались в те годы. Как и остальные элементы пилотируемых миссий ОКБ-1, машины Е-8 должны были иметь высокую степень автоматизации. Для того, чтобы можно было выполнять задачи без вмешательства человека.

Однако все проекты ОКБ-1, связанные с автоматическими зондами, в 1965 году передали в ОКБ Лавочкина. Которое тогда возглавлял Георгий Николаевич Бабакин. Связано это было с тем, что ОКБ-1 из-за высокой загруженности просто не справлялось со всеми возложенными на него задачами.

В конце февраля 1965 года Советское правительство заказало разработку проекта Е-8. И в начале 1966 года проект был доработан с учетом необходимости решения двух основных задач. Первая: Луноход должен уметь исследовать посадочные зоны на поверхности Луны до прибытия космонавтов. Вторая – луноход должен уметь работать в качестве транспорта. Для того, чтобы снизить нагрузку на экипаж при перемещениях по поверхности Луны.

План высадки

В соответствии с планом выполнения лунной программы N1-L3, разработанным ОКБ-1, лунный модуль ЛК (11Ф94) должен был приземлиться с одним космонавтом на борту через несколько минут после сброса спускаемой ступени Блок-Д. В то время как второй космонавт оставался на окололунной орбите на борту корабля «Союз-ЛОК». Член экипажа, который спускался на Луну, покидал гермокабину ЛК. Облачившись предварительно в скафандр «Кречет». И принимался внимательно, с прищуром, словно что-то подозревая,😀 осматривать окрестности зоны посадки.

лунный корабль
Модель ЛК в Музее космонавтики в Москве. Из открытых источников.

Но поскольку эту схему сочли слишком рискованной, советские ученые предложили сначала запустить беспилотный ЛК, чтобы он служил резервным вариантом на случай, если у ЛК с космонавтом возникнут проблемы. Вот тут-то и понадобился луноход. Он был нужен для переброски космонавта из одного лунного модуля в другой. Его планировалось предварительно отправить в нужный район. И именно Луноход должен был развернуть несколько маячков, чтобы обеспечить посадку первого ЛК в безопасной зоне. Предполагалось, что второй ЛК тоже будет использовать эти маячки. Или те, которые будут на борту первого ЛК.

модель лунохода
Модель лунохода в Музее космонавтики в Москве. Из открытых источников.

Комплекс Е-8 в конфигурации 1966 г. имел массу на лунной поверхности 1600 кг. Из них около 700 кг приходилось непосредственно на колесный аппарат. В окончательном проекте масса комплекса составляла около 1900 кг. При этом Луноход-1 весил 756 кг, а Луноход-2 – 836 кг.

10 ноября 1970 года Луноход-1 отправился в космос с космодрома Байконур с помощью ракеты «Протон-К». Эта миссия имела название Луна-17. Для достижения нужных параметров полета в ходе ее выполнения использовался разгонный блок ОКБ-1 Королева Блок-Д. Изначально разработанный для миссий Зонд/7К-Л1 и Н1-Л3.

Как это должно было работать

Советские ученые рассчитывали, что первые Луноходы смогут работать на Луне не менее трех месяцев. Это ограничение возникало в основном из-за необходимости постоянно поддерживать в рабочем состоянии систему регулирования температуры гермоотсека.

Предполагалось, что Луноход будет отслеживать посадку первого ЛК. И проверять его состояние после посадки. И лишь если все будет хорошо (и только тогда), должно было быть получено добро на запуск пилотируемой миссии.

Позже Луноход, используя свои телекамеры, должен был транслировать на Землю спуск пилотируемого ЛК на поверхность Луны. Представляете, какая была бы грандиозная телепередача! Первая в истории человечества посадка на Луну в прямом эфире! Передача с лунной поверхности! Да, там было бы на что посмотреть…

После посадки пилотируемого ЛК на Луну член экипажа должен был использовать Луноход для того, чтобы исследовать окружающую местность. Или, в случае необходимости, отправиться к резервному ЛК. Правда космонавта вряд ли укачало бы во время поездки. И не столько из-за отсутствия атмосферы на нашем спутнике, сколько из-за максимальной скорости Лунохода в 1,5 км/ч. При этом волосы назад вряд ли бы развевались у нашего героического покорителя космоса.😀

космонавт на луноходе
Космонавт передвигается по Луне на луноходе. Из открытых источников.

Для перевозки космонавта Луноход должен был быть оборудован специальной платформой, на которой космонавт мог бы стоять. Органы управления устройством должны были располагаться там же. Хотя Луноходом также можно было управлять и с Земли. Если, например, космонавт был дезориентирован. Или плохо себя чувствовал. Космонавт также мог использовать систему связи Лунохода для связи с центром управления полетом.

Луноход. Космонавт внутри

Но это была не единственная роль, которую Луноход должен было сыграть в программе Н1-Л3. В последующих миссиях предлагалось отправить на Луну настоящую лунный обитаемый модуль. Он должен была состоять из спускаемой ступени Лунохода и гермомодуля массой 800 кг. Последний должен был занять место, отведенное для колесного аппарата. Таким образом можно было бы увеличить ресурс системы жизнеобеспечения ЛК (шесть часов на поверхности в первых миссиях). И, соответственно, увеличить продолжительность лунных экспедиций.

Также планировалось построить на основе Лунохода герметичный аппарат, способный перевозить космонавта внутри. Предполагалось, что он мог бы исследовать лунную поверхность, используя набор инструментов и роботов-манипуляторов. Такой луноход должен был иметь улучшенные системы жизнеобеспечения, которые должны были увеличить продолжительность лунных экспедиций.

Всего было построено четыре лунохода и запущено три из них. Первый, Е-8 № 201, разрушился вместе с ракетой после старта 19 февраля 1969 года. Второй, Е-8 № 203, после успешной посадки в ноябре 1970 года стал Луноходом-1 (Луна-17). Луноход-2 (Луна-21) (Е-8 № 204) достиг Луны в январе 1973 года. Луноход-3 на Луну не полетел. И в настоящее время (в рабочем состоянии!) находится в музее НПО Лавочкина в Москве.

Ни один из этих луноходов не использовался для перевозки космонавтов из одной точки лунной поверхности к другой. Отмена программы высадки на Луну Н1-Л3 навсегда поставила крест на мечтах об использовании этого надежного агрегата в качестве лунного транспортного средства.

Советуем почитать  Может ли жизнь обойтись без воды?
Понравилась статья? Поделитесь ей в социальных сетях! Огромное спасибо!
Живой Космос