О реальности нашего мира

нашего мира нет

Мы живём на удивительной голубой планете. Идеально подходящей для существования белковых тел на основе углерода, азота, водорода и кислорода – самых распространённых элементов Вселенной. Вокруг нас – звезды и Галактики. Такие же галактики, как наша. И немного другие. Такие же звёзды, ка Солнце. И немного не такие. Но нам до них никогда не добраться. Но почему? Может быть просто потому, что их на самом деле не существует? Может быть всё вокруг – лишь симуляция? Поговорим об этом.

Уверенная поступь машин

Постоянно растущая производительность вычислительных средств позволит нам уже через несколько лет моделировать все процессы, происходящие в человеческом мозгу. Вполне вероятно, что следующим шагом будет моделирование сообществ мозгов. Вплоть до моделирования целой цивилизации и её физического мира.

Давайте предположим, что кому-то придёт в голову идея смоделировать наш нынешний мир. Воссоздать его в цифровом виде «один к одному». Почему бы и нет? И как в таком случае тогда мы можем быть уверены, что живём сейчас в реальности? А не в подобной компьютерной симуляции?

Человеческий мозг — не более чем сложная машина для обработки информации. И функции мозга в конечном счёте могут быть смоделированы компьютером.

Единственное условие для того, чтоб всё получилось, таково: компьютер должен быть значительно мощнее самого мозга, и доступно его соответствующее программирование. Если все эти условия соблюдены, то вполне можно было бы смоделировать не только функции мозга, включая сознание, но и весь опыт, получаемый мозгом из окружающей среды.

Это означало бы, что мы создали бы независимо мыслящего человека. Смоделировали бы всё, что он переживает, его окружающую среду, включая других людей, появляющихся в его жизни. Этот человек, живущий, по сути, в машине, абсолютно никак не сможет определить, живёт он в реальности или виртуален.

Кого не вижу, того нету!

Вычислительная мощность для моделирования подобной среды будет, естественно, ограничена. И подобно тому, как это происходит в компьютерной игре, необходимо будет генерировать только те данные, к которым осуществляется прямой доступ.

Ход событий, находящихся за пределами текущей локации, можно просто параметризовать, т.е. продолжать расчёт только тех параметров, которые необходимы для дальнейшего развития событий. Точная форма нужного объекта создаётся снова только тогда, когда он попадает в поле зрения главного персонажа модуляции.

Если говорить другими словами, то создание виртуального Воронежа со всеми его жителями, если Вы находитесь в Певеке, не имеет никакого смысла. Вместо этого идёт просто расчёт каких-то параметров, которые помогут в случае необходимости быстро создать виртуальную модель Воронежа, если вы вдруг там окажитесь. И приедете к дедушке, постаревшему ровно на 10 лет.

Божественное всемогущество

Исходя из всего вышеописанного очевидно, что должен существовать более высокий уровень абсолютной реальности, в котором находится настоящий компьютер. И должно существовать одно или несколько существ, которые создали его, запрограммировали и управляют им.

Эти существа определяют виртуальные законы природы, которые применяются в моделируемом мире. Они могут влиять на отдельных персонажей моделирования и отдельные события. И даже творить вещи, кажущиеся живущим в виртуальной реальности чудесами. Эти существа обладают богоподобным всемогуществом. И в конечном итоге могут даже вытащить вилку питания компьютера из розетки. И таким образом положить конец всем этим диким вещам, происходящим в виртуальном мире.

Религиозные люди видят здесь большое сходство с их представлением о всемогущем Боге.

У нас в принципе нет экспериментальных средств определить, живём ли мы в конечной реальности или в симуляции. Поэтому нам не следует поддерживать ни фундаменталистский атеизм, ни фундаменталистский теизм. Мы можем только размышлять о вероятностях правильности соответствующих позиций.

Один мир из многих

Некоторые философы, такие как Ник Бостром (Оксфордский университет) и Барри Дейнтон (Ливерпульский университет) попытались примерно оценить такие вероятности. И результат получился весьма занятный. Основная идея учёных заключается в том, что наши потомки вполне смогут создавать симуляции прошлого благодаря чрезвычайно быстро растущей вычислительной мощности компьютеров. А некоторые из них (потомков) моделируют именно то время, которое мы воспринимаем как настоящее.

Из-за большого количества компьютеров, и их постоянно растущей производительности вполне может существовать просто невероятное количество таких виртуальных миров. С огромным количеством симулируемых людей. И это число будет продолжать увеличиваться с течением времени. Но при этом существует только один реальный мир. Настоящая реальность. Это означает, что вероятность того, что наша текущая жизнь протекает в виртуальном мире, очень близка к 100 процентам.

Некоторые философы считают, что человеческий разум и самосознание нельзя смоделировать. Но это лишь показывает отсутствие у них знаний основ физики и теории информации. Вместо этого эти люди часто упоминают какие-то мистические силы или ещё неизвестные силы природы. А вот учёные подозревают, что наш мозг имеет доступ к каким-то квантово-механическим процессам. И что это единственный способ обретения сознания. Эта позиция не противоречит физике. И эти процессы можно было бы понять и смоделировать с помощью каких-то мощных квантовых компьютеров. То есть, опять же, все указывает на то, что наш мир – симуляция.

Как связаться со службой поддержки?

Но, друзья мои, независимо от всего вышесказанного, очевидно одно: в будущем действительно появится все больше и больше возможностей (особенно для проведения досуга) для того, чтобы уйти в виртуальный мир. Пусть и какое-то на ограниченное время. Очень важно, чтобы это происходило добровольно. И чтобы это всегда было понятно пользователям. Чтобы им всегда разъяснялось, когда они находятся в симуляции, а когда – в реальности.

Поскольку мы в настоящий момент никак не можем достоверно установить, что нас окружает на самом деле, гипотезу о виртуальном мире нужно воспринимать скорее как философскую вещь, нежели как научную. Ведь её развитие может оказать существенное влияние на наше мировоззрение.

Очевидно, что многим она может показаться абсурдной. Тем не менее ни законы природы, ни логика не находятся в абсолютном противоречии с тезисом о симуляции. Ряд выдающихся учёных, таких как астрофизик Мартин Рис и физик Митио Каку (соавтор теории струн), считают эту гипотезу вполне реалистичной.

Конрад Цузе, изобретатель первого компьютера с программным управлением, считал, что космос можно представить как гигантскую вычислительную машину. В 1969 году учёный написал книгу под названием «Вычисление пространства». В ней исследователь представил свою знаменитую теорию клеточных автоматов. А позже Стивен Вольфрам применил её к космологии. Согласно этой идее, элементарным кирпичиком нашего мира является не материя, а… информация! (в самом широком смысле). И эта идея находит все большее признание среди физиков.

Интересно, сможем ли мы получить какие-то новые знания по этой теме в будущем? И, соответственно, сделать более реалистичные оценки вероятности жизни в симуляции?

А пока ответов на эти вопросы нет, нам лучше притвориться, что мы думаем, что живём в реальности.

Пока они не догадались, и не нажали кнопку «Выкл».

Лофофора Уильямс. Певек, январь 2023 года.

Эта статья впервые появилась на сайте Живой Космос. Подписывайтесь на наши каналы! телеграм                     пульс                    канал Дзен
Понравилась статья? Поделитесь ей в социальных сетях! Огромное спасибо!
Живой Космос