Лунный заговор: посмотрите на тени!

астронавт и лунные тени

Мой лучший друг – немоглик. То есть человек, который считает, что американцы 6 раз подряд не были на Луне. И недавно он спросил меня – а как же быть с йети, извините, с тенями? Ведь направление теней на многих лунных фотографиях показывает, что они не параллельны! А должны быть параллельны! Потому что единственным источником света на Луне является Солнце, которое находится на огромном расстоянии!

тени лунных фотографий непараллельны
Изображение непараллельных теней на Луне из документального фильма Fox TV «Высадились ли мы на Луне?» (2001).

Я взял время на подумать. И ниже вы сможете ознакомиться с тем, что мне удалось «накопать» по этой теме к сегодняшнему дню.

Итак, поехали.

Тени лунных фотографий

Упомянутый нами ранее в одной из статей провокатор и псевдожурналист Барт Сибрел в документальном фильме Fox TV «Высадились ли мы на Луне?», заявил: «На улице, при солнечном свете, тени всегда параллельны друг другу и поэтому никогда не пересекаются».

Ему вторят многие последователи: если тени на лунных фотографиях имеют разные направления, значит существовали различные источники света. А на Луне это невозможно. А несколько источников света, говорят эти люди, обязательно подразумевает, что дело происходит на съёмочной площадке Голливуда! И режиссёр там был этот, как его…. Шарик, Кубик… ааа… Кубрик! Точно.

кадры съёмок лунных миссий
Рассекреченные кадры съёмок лунной аферы. Фото НАСА (шутка).

Однако при этом сторонники теории заговора не объясняют, почему НАСА (или тот, кто, по их мнению, сфальсифицировал лунные фотографии) допустило такую ​ чудовищную дилетантскую ошибку.

А сейчас будет занимательный факт: в действительности же, если бы существовало несколько источников освещения, каждый объект должен был бы отбрасывать несколько теней. Точно также, как это происходит, например, с футболистами во время ночных матчей.

футболист и четыре тени
Четыре тени одного футболиста. Из открытых источников.

Однако на лунных фотографиях каждый объект имеет одну тень.

Основная ошибка этого тезиса состоит в том, что и на Земле тени, создаваемые Солнцем, могут казаться не параллельными на фотографиях, даже если в реальной жизни они параллельны. Ведь в изображениях играет роль перспектива. И во многом это зависит от ракурса камеры.

Это перспектива

Это элементарное оптическое явление, которое встречается и на Земле: параллельные объекты, например железнодорожные пути, кажутся сходящимися вдалеке. Но ведь никто не будет отрицать, что на самом деле они параллельны! Мне кажется, что если бы они действительно сходились, у железнодорожников однозначно возникли бы некоторые проблемы с эксплуатацией поездов.

сужение рельсов
Так выглядит перспектива. Фото НАСА.

Но перспектива – не единственный эффект, изменяющий направление теней на фотографиях. Существует еще и ещё один фактор – неровности местности.

Дело в том, что на лунных фотографиях отсутствуют знакомые человеческому глазу ориентиры. Здесь нет растений, дорог или домов, а местность очень однородна, скучна, и может вызвать тоску.

Поэтому на поверхности Луны трудно заметить какую-либо особенность рельефа. И по этой причине человеческий мозг склонен считать, что она плоская. Даже если это вовсе не так.

И это серьёзно искажает восприятие реальности.

фотография лунного модуля Аполлон-14
Фотография AS14-68-9487 («Аполлон-14»), использованная телеканалом Fox TV для создания изображения выше. Кадр был обрезан и резко затемнены небо и тени. Источник: НАСА.

Например, в конкретном случае с фотографией AS14-68-9487 на первый взгляд кажется, что камни на переднем плане находятся на плоской поверхности. Но на самом деле это не так. Они находятся на возвышенности. Наблюдаемый эффект появляется из-за того, что тень от камней падает на склон этой возвышенности и меняет направление.

Невидимые возвышенности

Тот факт, что на обсуждаемой фотографии камни на переднем плане находятся на возвышении и что поверхность местности совсем не ровная, становится совершенно очевидным при создании анаглифа (трёхмерной фотографии). Для этой работы исследователь Кевин Франк использовал фотографии AS14-68-9486 и -9487, сделанные с находящихся рядом точек.

стереокадр Аполлон-14
Фотографии AS14-68-9486 и -9487, скомпонованные Кевином Франком в трехмерный анаглиф, показывают, что камни на переднем плане находятся на возвышенности. Чтобы увидеть 3D-эффект, необходимо использовать специальные очки с красными и синими линзами.

Это явление довольно легко повторить и на Земле. Например, на изображениях, размещённых ниже, показаны освещённые солнцем зубочистки, которые при взгляде сверху имеют параллельные тени. Однако при взгляде сбоку тени перестают быть параллельными. И Солнце в данном случае является единственным источником света. Точно так же, как на Луне.

Фото 1.

зубочистки тени на Луне
Зубочистки воткнулись в грубую имитацию лунной поверхности и, если смотреть сверху, отбрасывают параллельные тени. Фото НАСА.

Фото 2.

зубочистки тени Луны
Тени тех же самых зубочисток, если смотреть сбоку, как кажется сходятся к наблюдателю. Фото НАСА.

Фото 3.

зубочистки и имитация теней на Луне
Всё те же зубочистки без измельченной породы на опорной поверхности. Фото НАСА.

Эффект обусловлен тем, что крайняя правая зубочистка расположена на приподнятой поверхности. Этот подъем незаметен, потому что его формы маскируются измельчённым камнем, который использовался для имитации лунного ландшафта. Но если удалить эту пыль, становится очевидной реальная форма поверхности: тень «отклоняется» её наклоном.

Ну что, друзья мои. Примерно так и получаются «косые» лунные тени.

Я перезвонил своему другу и рассказал всё, что узнал. Он молча выслушал меня и пообещал другой, более мощный аргумент.

Я заинтригован.

Всем добра!

Понравилась статья? Поделитесь ей в социальных сетях! Огромное спасибо!
Живой Космос
Оставьте комментарий!