Программа «Аполлон»: всё не так просто!

Программа «Аполлон» младенец

Все мы знаем, что задачу высадить американского астронавта на Луну до конца десятилетия поставил НАСА в 1961 году президент США Джон Кеннеди. Это произошло после триумфального полёта Юрия Алексеевича Гагарина. Однако ещё до этого американское космическое агентство в инициативном порядке приступило к разработке космического корабля, предназначенного для полётов на Луну. Но никаких конкретных планов, с конкретными датами, не было. Высадка на Луну рассматривалась как какая-то далёкая и не совсем определённая цель. Ну, типа, где-то, там, в 1970-х годах… (Так мог ответить директор НАСА на пресс-конференции, жамкая в руках помятую бейсболку в логотипом возглавляемой им организации).

Но вот Кеннеди, понимая очевидное разочарование американского народа от проигрыша в космосе «кровавому» режиму, ставит задачу НАСА к концу десятилетия окончательно победить СССР в космической гонке. То есть доказать, что капитализм – единственный правильный путь развития человечества. Кеннеди собрал своих советников, и приказал им думать. Через час один из них сказал – а давайте построим на орбите огромную постоянно действующую космическую станцию! Предложение было отвергнуто. Поскольку СССР без проблем мог бы здесь посоревноваться с американцами. Так же был отвергнут зимний ночной полёт на Солнце, пилотируемый облёт Луны в капсуле типа «Джемини», и транспортировка к Земле одного из спутников Марса, Фобоса. Последний вариант был интересен тем, что внутри Фобоса могли находиться инопланетные технологии, способные привести Америку к победе в космической гонке раз и навсегда (шутка).

полёт на Солнце
Полёт американского астронавта ночью на Солнце. Живой Космос (с).

Летим на Луну!

Всё это было не то. Единственной миссией, которая потребовала бы от обеих сторон разработки совершенно новых ракет-носителей и космических кораблей, была пилотируемая высадка на Луну. И несмотря на огромную стоимость (на всякий случай руководство НАСА, потирая руки, как муха на потолке, умножило на три первоначальную оценку стоимости лунной программы в 8 миллиардов долларов, и уже начало скупать участки у моря в Геленджике), Кеннеди объявил о ней как о главной национальной идее в мае 1961 года.

Существующая на тот момент концепция космического корабля «Аполлон» могла, в теории, доставить людей на Луну, и вернуть их оттуда. Дело было за малым – нужна была мощная ракета.

Схема полёта, предлагавшаяся тогда, была такой: космический корабль запускается к Луне, при подлёте тормозит и садиться на неё, а потом взлётная ступень запускает возвращаемую капсулу с поверхности Луны обратно к Земле. Всё просто.

Расчёты показывали, что для совершения подобных манёвров нужно будет вывести на низкую околоземную орбиту не менее 90 тонн полезной нагрузки.

Однако, когда началось конструирование уже реального космического корабля, со всеми необходимыми системами и механизмами, масса «Аполлона» начала расти. Сначала она дошла до 4500 кг. Затем до 5000 кг. А к моменту завершения проектирования она достигла 6000 кг.

А ещё в НАСА решили, что на этапах посадки и подъёма с Луны можно использовать только проверенное топливо, пригодное для длительного хранения. В итоге потребность в полезной нагрузке увеличилась почти вдвое – до 68 тонн возле Луны и до 181 тонны на низкой околоземной орбите.

Окончательная концепция лунной миссии предусматривала, что для её реализации потребуются два запуска ракеты «Сатурн-5», а космический корабль и лунный модуль должны будут быть собраны и дозаправлены на низкой околоземной орбите, прежде чем отправиться к Луне. Эта концепция была известно как «рандеву на околоземной орбите» (EOR). Такой подход означал, что нужно будет отработать до совершенства методы маневрирования, стыковки и перекачки топлива, которых тогда не существовало даже в теории.

Было ясно, что по этому пути идти не стоит.

старт ракеты Сатурн-5
Старт ракеты. Живой Космос (с)

Рандеву

И тогда был предложен сценарий «рандеву на лунной орбите»: космический корабль «Аполлон» вместе с лунным модулем (ЛМ) летят к Луне, на орбите возле неё расстыковываются, и ЛМ садиться на поверхность спутника, доставив туда двух членов экипажа. Было подсчитано, что такой подход позволит обойтись одним пуском ракеты «Сатурн-5». Недостаток предложенной схемы заключался в том, что все ранее неиспытанные методы сближения на земной орбите должны были быть реализованы возле Луны. Что казалось еще менее вероятным, чем предыдущее предложение.

К концу 1961 года все основные контракты программы «Аполлон» были заключены, однако окончательная конфигурация ракеты «Сатурн» и способ высадки на Луну всё ещё оставались не определены.

Вдумайтесь в этот факт. Контракты уже действовали, а что конкретно нужно строить – было ещё непонятно. Классика.

В процессе проектирования ЛМ изрядно «потолстел» – первоначально предполагалось, что он будет весть не более 10 тонн. Однако этот показатель был превышен на 50%.

К счастью для НАСА, консервативный подход фон Брауна к строительству ракет в конечном итоге обеспечил возможность выводить почти на 20% больше полезной нагрузки, чем первоначально планировалось. И именно это обстоятельство позволило преодолеть проблему возросшей массы корабля «Аполлон» и лунного модуля, и окончательно определиться со схемой полёта. Ей стала казавшаяся сначала утопической «рандеву на лунной орбите». Отлично, работаем!

Почти отменили

Однако у участников лунной программы начало возникать стойкое ощущение, что к лунной программе теряют интерес. И начиная с 1965 года её финансирование начинает… сокращаться! Отчасти это было связано с трагической гибелью Джона Кеннеди, отчасти из-за затрат на войну во Вьетнаме и ракетную гонку с Советским Союзом. И есть мнение, что только память о погибшем Президенте укрепила веру его двоих последователей в то, что лунная программа должна быть успешно завершена в любом случае.

Но главная причина потери общественного интереса к пилотируемым космическим полётам была такой: американцам внушили, что СССР сильно отстал от США в космической гонке. И поэтому смысла чего-то кому-то доказывать нет никакого.

Да и Советский Союз изначально не воспринял программу «Аполлон» всерьёз. После её старта многие руководители СССР считали, что это просто блеф. Им потребовалось три года, чтобы хоть как-то отреагировать на планы американцев, и начать аналогичную программу по пилотируемой высадке на Луну Н-1-Л-3.

Однако было уже поздно. СССР попытался опередить США, запустив свою лунную программу, как уже говорилось, на три года позже, с десятикратно уступающим бюджетом, без какого-либо центрального органа управления, в условиях неприятия этой темы военными, считавшими, что деньги нужно тратить на оборону, а не на всякую ерунду.

То, что лунная программа СССР провалилась, было неизбежно. К тому же ракета-носитель Н-1 так никогда успешно и не полетела.

девочка с медвежонком на руках смотрит на Луну
Разочарованные. Живой Космос (с)

Программа «Аполлон». Триумф разума

Лунная программа НАСА была одним из величайших технических проектов 20-го века. Однако в Соединенных Штатах она оставила удивительно мало наследия. Космические корабли и ракеты-носители, разработанные с огромными затратами, были заброшены и заменены химерой – полностью многоразовым космическим челноком.

Для сотен тысяч промышленных и государственных служащих, внёсших свой вклад в проект, это был один из величайших периодов в их жизни. Поколение американцев, научившееся добиваться хороших технических результатов во время Второй мировой войны, снова получило отличную возможность проявить себя.

Впрочем, это касается и наших специалистов. Ведь все проделанные работы, проведённые испытания и огромное количество полученного опыта наверняка пригодились впоследствии нашим инженерам.

Всем добра.

Понравилась статья? Поделитесь ей в социальных сетях! Огромное спасибо!
Живой Космос
Оставьте комментарий!