УР-700. Почему СССР свернул не туда?

альтернативная реальность СССР на Марсе ракета УР-700

Привет, друзья. Сегодня мы поговорим о гигантской ракете УР-700 и её лунном корабле. И выясним, существовала ли она на самом деле, или это всё выдумки энтузиастов альтернативной космонавтики.

И что бы не тянуть кота за все подробности, скажу сразу – конечно же, она существовала. Но только на бумаге. И очень жаль. Потому что, если бы УР-700 появилась в этом мире во плоти, она стала бы настоящим лютым зверем, гарантированно обеспечив победу СССР в лунной гонке.

По крайней мере, так считал амбициозный руководитель ОКБ-52 Владимир Николаевич Челомей.

ракета УР-700
Один из концептов ракеты УР-700. Из открытых источников.

В начале 1960-х годов всемогущее ОКБ-1 Сергея Павловича Королева имело практически тотальный контроль над космической программой СССР. ОКБ-1 запустило на орбиту «Спутник-1», Лайку и Гагарина, но набиравший силу Челомей намеревался отобрать у Сергея Павловича часть его «космической империи».

Благодаря огромному количеству военных заказов, выполнение которых обещало поставить Советский Союз на один стратегический уровень с Соединёнными Штатами, Челомей захотел большего. Он мечтал забрать и космос, который до сих пор был вотчиной Королева. Утончённый и воспитанный, он был полной противоположностью грубоватому и простому Королеву. И поэтому пользовался расположением Никиты Сергеевича Хрущёва. К тому же сын Хрущёва работал у Челомея.

Королев предлагал для достижения Луны и Марса свою гигантскую ракету Н-1. Челомей не собирался уступать. И положил на стол руководству СССР предложение о разработке семейства ракет УР («Универсальная ракета»).

УР-100 и УР-200 предлагались как межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), а вот УР-500, позже ставшая известной как «Протон», могла также служить и для чисто космических целей.

Все эти ракеты должны были работать на жидком топливе (несимметричный диметилгидразин и тетраоксид азота). Такой подход гарантировал, что ракета сможет находиться в состоянии боевой готовности в течение длительных периодов времени.

Однако Королёв категорически отвергал возможность использования такого топлива, считая его неэффективным, высокотоксичным и очень опасным. И оказался в итоге совершенно не прав. Потому что, хотя гиперголическое топливо, безусловно, было опасно, и в 1960 году в результате катастрофы, при которой погиб маршал Неделин во время неудачного пуска ракеты разработки ОКБ Янгеля Р-16 погибло почти сто человек, такие ракеты, несомненно, были лучшим выбором, если речь шла о создании МБР.

Ракеты Королева Р-7, Р-9 и ГР-1, все «чистые» ракеты на основе керосина и жидкого кислорода, в качестве средств доставки ядерного оружия никуда не годились. Поскольку требовали большого количества времени для заправки и подготовки к старту.

Челомей не унимался. Он решил показать, кто хозяин в советском космосе, и создать гигантскую лунную ракету, способную конкурировать с королевской Н-1. Не раздумывая, он решил создать настоящего монстра на основе технологий, использованных в УР-500.

Новая ракета получила название УР-700. Глушко не стал долго думать по поводу двигателей, поскольку, помимо отсутствия опыта работы с другими видами топлива, у него были самые мощные ракетные двигатели, когда-либо созданные в СССР.

Конструкторское бюро Глушко, производителя практически всех двигателей большой мощности в Советском Союзе, представило проект впечатляющего даже по нынешним временам двигателя РД-270 (8Д420). Это чудовище просто не имело право на существование. Имея тягу в 640 тонн, двигатель смог бы максимально приблизиться по этому параметру к F-1, тяга которого составляла 690 тонн.

РД-270 прототип
Прототип ракетного двигателя РД-270

Королев отказался работать с Глушко из-за разногласий, возникших при проектировании ракеты Р-9, поэтому был вынужден использовать для своей Н-1 двигатели Николая Кузнецова НК-15, работающие на керосине и жидком кислороде.

История показала, что это были самые совершенные двигатели, когда-либо разработанные в СССР! Но им едва удавалось развивать тягу всего в 150 тонн. На первой ступени Н-1 предполагалось расположить до тридцати двигателей НК-15, а УР-700 мог оснащаться всего восемью РД-270.

Кроме того, в Н-1 для экономии веса будет использоваться сложная конструкция сферических топливных баков, а это означало, что её приходилось практически полностью собирать на Байконуре. В УР-700 же использовалась модульная конструкция, аналогичная конструкции первой ступени УР-500, что позволяло без особых проблем доставлять различные части ракеты-носителя на Байконур по железной дороге.

Согласно первоначальному проекту 1964 года, УР-700 должна была иметь восемь боковых ускорителей (первая ступень) с одним РД-270, расположенными вокруг центральной ступени, которая служила бы второй ступенью. Модульная конструкция ракеты придавала ей приземистый вид, и на самом деле она действительно была короче своих конкурентов несмотря на то, что была намного мощнее.

В теории УР-700 могла вывести на низкую околоземную орбиту почти 150 тонн полезной нагрузки, превзойдя, таким образом, 120 тонн Сатурна-5 или 90 тонн Н-1.

Имея такую ​​мощность, Челомей намеревался осуществить прямой полёт на Луну. То есть лунный корабль взлетит, долетит до Луны и приземлится на её поверхность. После выполнения всех задач верхняя ступень взлетит и направится к Земле.

Никакого вывода на орбиту вокруг Луны и использования лунного модуля, как в программах НАСА «Аполлон» или королевской Н1-Л3, не предусматривалось.

Челомей хотел использовать грубую силу УР-700 для того, чтобы упростить реализацию лунной миссии.

План Челомея назывался УР-700/ЛК-3, и не предполагал трудоёмкой стыковки на лунной орбите или сложных манёвров в глубоком космосе, что значительно облегчало наведение и навигацию. Космический корабль миссии получил название ЛК-3 и предполагалось, что он будет разработан на основе лунного корабля ЛК-1, запускаемого ракетой УР-500, предназначенного для облёта Луны.

Проект УР-700 был официально одобрен Министерством общего машиностроения СССР 20 октября 1965 года, и это несмотря на то, что Н1-Л3 Королева должна была стать единственной официальной программой покорения Луны. В целях экономии средств УР-700 должна была использовать два стартовых стола 110 площадки космодрома Байконур, которые строились под Н-1.

17 ноября 1967 года постановлением правительства СССР № 1070-363 еще раз было подтверждено решение о продолжении разработки УР-700.

До того момента, как Нил Армстронг ступил на Луну, оставалось всего два года. Но в СССР всё еще не было принято чёткого решения, какую именно ракету нужно использовать в соревновании с американцами.

Сравнение ЛК-700 (справа), Н1-Л3 Королева (в центре) и Аполлона
Сравнение ЛК-700 (справа), Н1-Л3 Королева (в центре) и Аполлона. Из открытых источников.

Челомей продолжал заниматься своими делами и усовершенствовал конструкцию своего зверя. УР-700 получила теперь в общей сложности 16 двигателей (девять на первой ступени, три на второй и четыре на третьей), по сравнению с 42 двигателями на Н-1. То есть на 26 двигателей меньше! Лунный корабль был переименован в ЛК-700 и должен был перевозить двух космонавтов. После запуска он будет оставаться на околоземной орбите в течение пяти часов, прежде чем включится верхняя ступень, которая и разовьёт нужную космическую скорость.

В 1967 году начались испытания прототипа двигателя РД-270, которые продлились до 1969 года. 27 запусков увенчались полным успехом.

Однако советское правительство было вынуждено принять какое-то решение. И в абсурдном соревновании между Н-1 и УР-700 победила первая. Однако все четыре запуска этой ракеты закончились неудачей.

После успеха «Аполлона» советские власти отложили программу Н-1-Л3 и засекретили все сведения по этой работе, а потом вообще отрицали участие СССР в лунной гонке.

Однако Челомей не сдался. И продолжил защищать свою любимую УР-700. Он утверждал, что ракета будет готова к запуску в 1975 году.

Но Челомей не остановился и на УР-700. В конце 1960-х годов он задумался о создании еще более чудовищной ракеты-носителя под названием УР-900, своего рода улучшенную УР-700 грузоподъёмностью 250 тонн на НОО.

Но ни один из этих планов не осуществился. Без поддержки в правительстве СССР, которую Челомею оказывал Хрущёв в 1960-е годы, у первого не было никаких шансов реализовать свои глобальные проекты.

Но кто знает, если бы всё повернулось по-другому, смог бы СССР отправить на поверхность Луны двух космонавтов в 1975 году на корабле ЛК-700?

А может даже и на Марс! Ведь Луна Луной, а Марс – это настоящая другая планета! Кто бы тогда вышел победителем из космической гонки?

Всем добра.

Понравилась статья? Поделитесь ей в социальных сетях! Огромное спасибо!
Живой Космос
Оставьте комментарий!