Станция «Мир». Погибшее наследие человечества

Станция Мир горит

Где-то на краю Земли

«Тридцать пятый двадцатый! Тридцать пятый двадцатый! Ответьте сто шестому восьмому! Тридцать пятый двадцатый! Пшшшш… Пшшшш… дцать пятый… цатый пшшш…».

Да, аппарат громкоговорящей связи ДА-1 штука, конечно, мощная. Да и вообще все военные изделия производства СССР внушают уважение. Даже те, что относятся к радиоэлектронным космическим комплексам.

Выпускник Военной Инженерно-космической академии имени А.Ф. Можайского старший лейтенант Степан Иванов открыл глаза.

04.50 утра.

ДА-1 продолжала шипеть и выплевывать странные звуки, похожие то на треск искр от касающихся друг друга оголенных проводов, то на завывание какой-то цифровой вьюги на просторах аналоговых каналов связи…

От ЦУПа в Королеве до НИП-15 – 9000 километров по железной дороге.

«На связи тридцать пятый двадцатый. К приему информации готов».

Офицер отжал кнопку тангенты и нажал на стойке кнопку с надписью «Старт». Тотчас по экрану монитора, почти ровесника старшего лейтенанта, побежали зеленые цифры. Их будет много. Это программная информация, предназначенная для закладки на борт станции «Мир». Все восемь минут, пока орбитальная станция будет находиться в зоне устойчивой радиовидимости (угол места семь градусов и выше), наземный радиотехнический комплекс «Квант-П» будет выдавать всю эту информацию в космическое пространство. И она будет закладываться в БЦВМ (бортовая центральная вычислительная машина) орбитальной станции.

Команды для станции «Мир»

Таких сеансов, на которых идет закладка больших объемов информации, в последнее время очень много. По 5-6 в сутки. С интервалом в 1,5 часа. Может быть было бы и больше, но в остальное время в этих широтах станцию не видно. Зато видно уже летающую МКС. И это еще 5-6 сеансов. А инженеров в подразделении всего два. Хотя по штату должно быть 8. Никто не хочет служить в армии. Времена такие.

Это означает, что наш герой через сутки несет дежурство на своем посту. И уже достаточно долго. Утешает его лишь то, что скоро станция «Мир» прекратит свое существование…

За окном март 2001 года…

«Сеанс окончен. На сегодня работы окончены, всем спасибо за работу, до свидания!». Голос начальника смены постепенно становится все тише, старший лейтенант закрывает глаза и кладет руки на стол, а на них голову. И мгновенно засыпает…

Ему снятся межзвездные корабли и прекрасные инопланетные женщины, которые манят и предлагают ему, офицеру Российской Армии, разного рода непристойные вещи. И им невдомек, этим женщинам, что именно этот землянин 23 марта 2001 года нажмет специальную красную кнопку. И выдаст последнюю команду на борт первого орбитального комплекса планеты Земля. Который вскоре после этого войдет в плотные слои атмосферы планеты и почти полностью сгорит…

А старший лейтенант, испытывая довольно смешанные чувства, напишет в журнале дежурства такие слова: «Покойся с миром, славный «Мир»…

(На основе реальных событий).

Станция «Мир». Крупнейшая машина человечества

Космическая станция «Мир» была крупнейшим орбитальным комплексом, которое создало человечество. До тех пор, пока ее не заменила нынешняя МКС. Но, к сожалению, она разрушилась 23 марта 2001 года после входа в атмосферу Земли. Однако мало кто знает, что был исчезающе маленький шанс на то, что сегодня модули станции «Мир» можно было бы увидеть в земных музеях…

станция Мир
Космическая станция «Мир». Снимок сделан с борта мисси Спейс Шаттл STS-79. Источник: НАСА.

В период с 1995 по 1998 год США и Россия осуществили семь совместных миссий, в ходе которых шаттлы стыковались со станцией «Мир». Эти миссии позволили приобрести необходимый опыт для строительства МКС. И уменьшить культурные и технологические различия, существовавшие между российской и североамериканской космическими программами.

В конце 1990-х годов Юрий Семенов, тогдашний глава РКК «Энергия» (производителя кораблей «Союз» и основного создателя модулей станции «Мир») предложил вернуть на Землю все модули орбитальной станции один за другим с помощью американских космических челноков.

Модули станции «Мир». Источник: Википедия.

Строительство наоборот

Этот план был похож на этапы строительства «Мира». Только наоборот. По задумке шаттл должен был стыковаться со стыковочным модулем, доставленным на «Мир» во время миссии STS-74 Atlantis. И после выполнения своей миссии хранить его в грузовом отсеке. В дальнейшем модуль «Кристалл» (оснащенный еще одним люком с системой сопряжения АПАС-89) должен быть перемещен на центральную ось станции. Три миссии шаттла должны были состыковаться с «Кристаллом» и вернут на Землю модули «Природа», «Спектр» и «Квант-2». Последние несколько миссий должны были забрать сам «Кристалл», базовый модуль и «Квант». Два последних должны были быть захвачены манипулятором, так как шаттл не мог с ними состыковаться.

Очевидно, что модули станции «Мир» не были предназначены для перевозки на шаттлах. Правда советские корабли программы «Буран» должны были нести модули 37КБ на базе модуля «Квант» (37К). Но это были модули, созданные специально для этой задачи.

Для решения существующей проблемы РКК «Энергия» разработала специальную платформу в виде «люльки» для перевозки модулей. Главный ее недостаток заключался в том, что шаттл мог доставить на Землю полезную нагрузку только от 12 до 15 тонн. Что намного меньше, чем 20 тонн массы, которую имели большинство модулей.

По этой причине модули нужно было как-то облегчить. То есть избавить их от внутреннего оборудования. Что являлось весьма сложной задачей. Кроме того, на них должны были быть установлены необходимые поручни. Они были нужны для того, чтобы роботизированная рука шаттла могла захватывать модули. Но самая большая проблема заключалась в том, что базовый или основной модуль не был спроектирован для того, чтобы выдерживать колоссальные горизонтальные нагрузки во время возвращения на Землю внутри трюма шаттла. Проблемы были, но они были решаемыми.

Дорого и никому не нужно

Так почему же этот план не сработал?

Очевидно, что запуск семи шаттлов для возвращения российских модулей казался самым большим камнем преткновения в этом проекте. РКК «Энергия» предложила провести разборку «Мира» в 2002-2004 годах. К тому времени прецессия плоскости орбиты «Мира» позволила бы совпасть ей с плоскостью орбиты МКС. Изначально обе станции находились на орбитах с одинаковым наклонением, но их плоскости не совпадали. Таким образом шаттлы, направлявшиеся на международную космическую станцию, по возвращении вполне могли совершать «спасение Мира».

Логично, что план не увидел свет. Технические и бюджетные трудности для российской космонавтики в те времена были особенно велики. С другой стороны само собой разумеется, что НАСА не проявляло ни малейшего интереса к этой идее.

А жаль. Потому что увидеть эту легендарную станцию ​​в музее было бы очень интересным событием.

«Тридцать пятый двадцатый! Пшшшш… Виууууу….Пшшш… Приступаем к проверкам каналов связи!»…

Понравилась статья? Поделитесь ей в социальных сетях! Огромное спасибо!
Живой Космос
Оставьте комментарий!