Величайшая загадка Вселенной

загадка Вселенной сознание

Какое явление – величайшая загадка Вселенной? На эту тему можно спорить долго. Но на первом месте, очевидно, такой вопрос – почему у человека есть сознание? В профессиональных кругах это именуется «проблема квалиа». Почему существует Вселенная? – ещё один похожий вопрос. Ответом на него может быть громадная квантовая флуктуация, которая почему-то не разрушилась. Или любой другой из уже предложенных учеными ответов. На эту тему есть множество идей.

Но с вопросом о сознании все обстоит сложнее…

Загадка Вселенной

Бритва Оккама подразумевает для этой загадки материальное объяснение. Вселенная состоит из пространства, времени, энергии и материи. Энергия и материя могут преобразовываться друг в друга. Энергия/материя и пространство/время воздействуют друг на друга. На протяжении веков философы безрезультатно пробовали объяснить чудо человеческого сознания исключительно с помощью данных ингредиентов.

И именно сознание использовалось как аргумент, отчего материализм не может являться истиной. Впрочем, для чего необходимо сознание, – никто так и не установил. Ведь мы попросту могли бы остаться животными. И никто не мог бы спросить, откуда берётся сознание.

Современная наука считает, что человеческое сознание является функцией мозга.

Давайте детальнее побеседуем о том, как развились предпосылки для возникновения сознания.

Развитие сознания

Первоначально на Земле возникли одноклеточные организмы. Однако бактерии и другие простейшие не имеют нейронов или подобных конструкций. Их можно безбоязненно игнорировать. Это чисто биологические машины. Без когнитивных способностей.

Многоклеточные организмы, такие как нематоды, уже делаются интереснее. У них есть взаимосвязанные нейроны. Органы чувств обеспечивают ввод информации, которая обрабатывается. После этого генерирует её вывод. Таким образом животное контролирует свои мышцы. Сначала, вероятно, это была «жёстко запрограммированная» модель «стимул-реакция». Но это было неэффективно. И инновации были необходимы. Природа показала изобретательность. И нейроны стали более «гибкими». Возникла возможность их обучения и оптимизации.

К чему это должно было привести? Все зависит от типа среды. У некоторых видов животных нейронов становилось больше. И их конструкции становились все более сложными. Фиксированные модели реакции более не использовались из-за сложностей конфигурации возможных входных и выходных данных. Возникла первая грубая модель окружающей среды. Которая беспрестанно совершенствовалась. В неё включалось все больше переменных: свет, тень, движение, температура, прикосновение, звук, запах и так далее.

Но вскоре одного окружения стало недостаточно. Живые создания должны были знать не только об окружающей неживой среде, но и о чужеродных организмах. О других особях своего вида. И о себе. Модель материальной среды стала (по крайней мере, для разумных видов) универсальной моделью мира. В неё вошли и личные способности. Как быстро я могу мчаться или плавать? Насколько я силен и вынослив? Может ли другое животное сейчас наблюдать меня? Как тихо я могу красться? Стало бесконечно важно предельно реалистично включать свои таланты и характеристики в модель окружающего мира.

Социализация

И это был ещё не конец. В случае социальных видов развитие пошло дальше. Что другие животные моего вида ведают обо мне? Кто вёл себя кооперативно, а когда эгоистично? Какое самочувствие у остальных? Как я могу воздействовать на их настроение либо мнение обо мне? Модель мира стала более сложной. Чтобы продуктивно совершенствовать модель мира, случилось нововведение: исследовательская игра. Она позволяла организовать изучение правил и получение ценных навыков в безопасной среде. Тут дозволено отработать свежие модификации поведения. Конечно же, позднее появились и другие разновидности игр.

Самое важное теперь происходит с точки зрения сознания. Как и ранее, данный процесс происходил неспешно и поступательно.

В рамках создания модели мира в определённой степени моделируется и сама модель мира. Модель, генерируемая мозгом, включает в себя внешнюю среду, собственное физическое тело и рудиментарное понятие о себе. То есть собственный духовный внутренний мир. Живое существо имеет высокоразвитый и очень затейливый мозг. Он может планировать, обманывать, использовать инструменты, изменять окружающую среду в свою пользу, рассматривать различные альтернативы. И может научиться качественно оценивать свои интеллектуальные способности. Именно в данный момент и включается самосознание. Мозг теперь думает мысли, которые вращаются как бы вокруг себя.

Декарт по данному поводу однажды сказал: «Я мыслю, следовательно, я существую». Мозг уходит все дальше и дальше от шаблонов-инстинктов. И думает о мире и о себе более свободно, нежели раньше. Генерируемая мозгом модель мира осознает, что она существует. И что она отделена от внешнего мира, который моделирует. И что в этом мире перед ней открыты неиссякаемые возможности!

У нас нет другого выбора, кроме как использовать органы чувств. И мы никогда не сможем напрямую соотнести наши сенсорные впечатления с реальностью. Мы обитаем в модели Вселенной, которую создаём сами. Она возникла в результате процесса эволюции.

И мистические объяснения, такие как концепция души, вовсе не нужны для осознания нами величайшей тайны мироздания…

Понравилась статья? Поделитесь ей в социальных сетях! Огромное спасибо!
Живой Космос
Оставьте комментарий!